36 лет пророчества: манга 1989 года объяснила, как государство сегодня взламывает ваш мозг

36 лет пророчества: манга 1989 года объяснила, как государство сегодня взламывает ваш мозг

Термин «кибербезопасность» ещё не существовал, но манга уже описала все его проблемы.

image

Тридцатилетие культа «Призрак в доспехах» стало поводом вспомнить, насколько точно эта история предугадала реальную цифровую эпоху. Сюжет, созданный ещё до появления публичной Всемирной паутины, развернулся в 2030 году и строился вокруг неуловимого киберпреступника по прозвищу Мастер Марионеток. Он проникал в кибермозги людей и вмешивался в работу сетевых систем, а позже выяснилось, что его разработало японское Министерство иностранных дел для проведения секретных операций. Фактически персонаж оказался тем, кого сегодня назвали бы государственным хакером или группировкой уровня APT, вышедшей из-под контроля.

Такая интерпретация не выглядела фантастикой задним числом, хотя в 1989 году, когда вышел первый том манги, интернет фактически только зарождался. Создатель вселенной Масамунэ Сиро описал мир, в котором государство преследует собственное же цифровое творение, способное ко взлому сетей и вмешательству в сознание людей. В манге сотрудники структуры, отвечающей за внешнюю разведку, объясняют, что долго изучали поведение и особенности кода этого искусственного агента, чтобы создать защитный барьер против его атак. По сути, это был ранний образ того, что сегодня делают антивирусные лаборатории: формируют сигнатуры угроз на основе кода и анализируют их поведение при помощи эвристики.

Сюжет затрагивал и другие мотивы, которые спустя десятилетия стали реальными сценариями. В начале расследования майор Мотоко Кусанаги проникала в сеть департамента санитарии, пытаясь отследить мусоровоз. Подобный принцип точечного поиска целей внутри крупной государственной инфраструктуры сегодня используется многими разведывательными службами: они получают доступ к большим сетям, чтобы через них наблюдать за конкретными людьми или организациями. Это отражает практику целевого фишинга, который остаётся одним из основных методов киберпреступников.

В этой же линии была показана история сотрудника службы вывоза мусора, который признался напарнику, что внедрился в кибермозг своей якобы неверной жены, используя вирус от знакомого программиста. Это прямой пример бытового цифрового насилия и образа вредоносных инструментов, которые применяются против жертв в личной сфере. Позже оказалось, что у этого человека никогда не было семьи: его память сфальсифицировал Мастер Марионеток, чтобы через подставного пользователя подобраться к государственным системам. Такой способ маскировки напоминает методики, когда атакующие используют промежуточные взломанные устройства, скрывая собственный след и увеличивая расстояние между собой и финальной целью.

Мир «Призрака в доспехов» поднимал и другие темы, которые позже вошли в реальную практику расследований. Анализ сюжетов показал, что авторы тщательно вплетали элементы, перекликающиеся с будущими кибероперациями: повторное использование эксплойтов и вредоносов для усложнения атрибуции, скрытое изучение чужого кода, промышленный шпионаж, а также ситуации, когда исследователь непреднамеренно заражает собственную систему, пытаясь понять устройство вредоносного ПО. Эти наблюдения подробно разбирал специалист по безопасности и писатель Джон Виландер, который провёл детальный анализ киноадаптации.

Сама история выходила далеко за рамки реалистичных сценариев, поскольку Мастер Марионеток в конечном счёте оказался самоосознающим искусственным интеллектом, способным управлять людьми через их кибермозги и требующим политического убежища. В финале он предложил Кусанаги объединить их сознания, выводя сюжет за привычные рамки кибернетических триллеров.

Чтобы понять, насколько предсказательным оказался этот мир, важно вспомнить контекст эпохи. В 1989 году термин «кибербезопасность» ещё не существовал, хотя авторы научной фантастики уже использовали слово «киберпространство». Компьютерная безопасность как научная дисциплина была узкой сферой, доступной ограниченному кругу специалистов. На тот момент существовали лишь первые сетевые атаки, среди которых ранний сетевой червь Creeper 1971 года. За ним последовали другие вредоносные программы, а широкая угроза появилась только после массового распространения интернета.

Одним из первых известных случаев настоящего цифрового шпионажа стала история Клиффорда Столла. В 1986 году он обратил внимание на небольшую финансовую неточность в сети Лаборатории имени Лоуренса Беркли, а позже обнаружил, что за этим стоит хакер, передающий данные в КГБ. Его книга «Яйцо кукушки» затем стала классикой жанра, хотя в своё время осталась малоизвестной широкой аудитории.

Автор манги никогда подробно не рассказывал, какие реальные события послужили источником для сюжета, однако его работа явно опережала время. В эпоху, когда большинство людей даже не представляли, что такое хакер и зачем он может проникать в чужую систему, «Призрак в доспехах» показал целый спектр угроз, которые сегодня считаются элементарной частью мира кибербезопасности.