$40 миллиардов, сгоревшие в блокчейне: вынесен приговор основателю Terraform Labs за «преступление поколения»

leer en español

$40 миллиардов, сгоревшие в блокчейне: вынесен приговор основателю Terraform Labs за «преступление поколения»

Побег, фальшивый паспорт и экстрадиция в США закончились для До Квона сроком в 15 лет после признания вины.

image

Основатель Terraform Labs До Квон проведет в тюрьме 15 лет после того, как признал вину в мошенничестве. Его компания создала токен Terra USD (UST) и рекламировала его как «стейблкоин», который должен был всегда стоить ровно $1, но на практике удерживать эту цену оказалось куда сложнее, чем обещали инвесторам.

Terraform Labs пыталась поддерживать привязку UST к доллару с помощью запутанной конструкции из нескольких протоколов, связанного токена Luna и смарт-контрактов. В мае 2022 года эта схема зрелищно развалилась: стоимость UST рухнула с $1,00 до $0,09. Попытки спасти экосистему, включая покупку биткоинов на $3,5 млрд, не сработали, и из крипторынка испарилось около $40 млрд — будто это была не финансовая система, а очередная блокчейн-иллюзия.

Квон — гражданин Южной Кореи, а Terraform Labs работала из Сингапура, поэтому крах UST ударил по инвесторам по всему миру. В конце 2022 года Квон покинул Сингапур и пропал, а спустя несколько месяцев объявился в Черногории — небольшой европейской стране, где его задержали при попытке улететь в Дубай с поддельным паспортом.

И США, и Южная Корея добивались его экстрадиции, но в итоге Квона отправили в Америку и там предали суду. Сначала он защищал свои действия, однако в августе признал себя виновным в сговоре с целью совершения мошенничества с товарами, ценными бумагами и по каналам связи, а также принёс извинения. Прокуроры просили 12 лет, но судья решил, что 15 лет будет справедливее, назвав мошенничество Квона «эпическим преступлением поколения».

Параллельно с уголовным делом Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) добивалась сворачивания Terraform Labs и в 2024 году обеспечила $4,5 млрд для распределения между кредиторами и ведомствами. Однако эта сумма, по сути, покрывает лишь около 10% потерь, которые связывают с действиями Квона.

Перед вынесением приговора суд опубликовал заявления пострадавших: многие писали, что рассчитывали на эти вложения как на основу будущей пенсии, а теперь вынуждены продолжать работать — на фоне проблем со здоровьем и отношений, обострившихся после обвала UST.