Blue Origin нарастила мускулы: новая ракета New Glenn 9×4 поднимает 70 тонн и бросает вызов Starship

Blue Origin нарастила мускулы: новая ракета New Glenn 9×4 поднимает 70 тонн и бросает вызов Starship

Из тяжелой ракеты сделали сверхтяжелую для доставки грузов на Луну и не только.

image

Blue Origin представила самую тяжёлую модификацию ракеты New Glenn с начала программы. Компания раскрыла новую конфигурацию под названием New Glenn 9×4 — вариант, рассчитанный на более крупные полезные нагрузки и миссии, требующие высокой энергетики, включая орбитальные группировки, лунную инфраструктуру и дальние траектории. При этом новая версия не заменяет действующую 7×2, а будет работать вместе с ней, расширяя возможности линейки.

Главное изменение касается силовой установки. На первой ступени 9×4 установили 9 двигателей BE-4, а на верхней — 4 водородных BE-3U. У текущей модели используется схема «7+2», поэтому увеличение количества двигателей переводит ракеты New Glenn в категорию сверхтяжёлых носителей. По возможностям 9×4 приближается к классу, где работает Starship, и заметно превосходит большинство коммерческих ракет, доступных сегодня.

Увеличенная тяга и новое соотношение ступеней дают расширенный набор профилей миссий. New Glenn 9×4 сможет выводить более 70 тонн на низкую околоземную орбиту, свыше 14 тонн — непосредственно на геостационарную орбиту и более 20 тонн — на траекторию к Луне. Это открывает доступ к задачам, которые раньше находились за пределами возможностей нынешних коммерческих носителей: крупные платформы связи, тяжёлые научные спутники, многоблочные полезные нагрузки, а также элементы лунных и дальних экспедиций.

Новая версия получила и увеличенный обтекатель диаметром 8,7 метра. Он позволяет запускать более габаритные аппараты и крупные группы спутников — особенно это важно для мегагруппировок, где требуется размещать несколько крупных модулей под одним обтекателем. В Blue Origin отмечают, что 9×4 сможет обслуживать как коммерческие проекты, так и государственные миссии, включая направления вроде Golden Dome.

Помимо разработки тяжёлой версии, компания улучшает и существующую конфигурацию 7×2. В ближайших полётах появятся обновления двигателей, конструкционных элементов, бортовой электроники, систем многократного использования и процедур возвращения ступеней. Уже сейчас BE-4 демонстрирует тягу 625 000 фунтов при тестах и должен выйти на 640 000 благодаря более глубокому охлаждению топлива. Водородные BE-3U на второй ступени также увеличат мощность — суммарная тяга возрастёт примерно с 320 до 400 000 фунтов.

Кроме усиленной силовой части, New Glenn получит новую конструкцию баков, которая снижает стоимость производства, улучшенную теплозащиту для ускорения подготовки к повторному запуску и многоразовые обтекатели, которые также будут возвращаться.

В Blue Origin подчёркивают, что 9×4 и 7×2 будут работать параллельно. Это позволит клиентам выбирать носитель под конкретную задачу — по массе, размерам полезной нагрузки, графику и требованиям миссии.

Кстати, обновление линейки совпало с успешным вторым полётом New Glenn: ракета вывела к Марсу 2 аппарата NASA ESCAPADE, а первая ступень благополучно вернулась на посадочную платформу в океане.