Что если машина создала шедевр, а человек — идею?
Джейсон Аллен, автор ставшей скандальной картины Théâtre D'opéra Spatial, снова пытается доказать, что он — настоящий художник, даже если его работа создана при помощи искусственного интеллекта. В августе он подал новый иск в федеральный суд штата Колорадо, требуя признать за ним авторские права на изображение, сгенерированное Midjourney, и одновременно объявил о запуске продаж физических репродукций картины, выполненных в технике, имитирующей мазки кисти.
История началась ещё в 2022 году, когда Аллен выиграл конкурс изобразительного искусства в штате Колорадо с изображением, созданным через Midjourney. Тогда генеративные нейросети только начали распространяться, и его победа вызвала бурю негодования среди художников. Многие узнали, что их собственные работы использовались в обучении подобных моделей без разрешения, и это сделало Théâtre D'opéra Spatial символом конфликта между традиционным искусством и творчеством машины.
После победы Аллен попытался зарегистрировать авторское право на картину, но Управление по авторским правам США (USCO) отказало. За последующие 3 года художник подал несколько апелляций и проиграл каждую, но не сдался. В августе 2025 года его адвокаты подали запрос на вынесение краткого решения, утверждая, что ведомство превысило свои полномочия, фактически самовольно изменив значение слова «автор», что по Конституции находится в ведении Конгресса.
В документе Аллен настаивает, что создавал изображение в результате осознанного творческого процесса: ввёл сотни текстовых запросов, корректировал результаты, обрезал финальное изображение и доработал его с помощью дополнительного программного обеспечения. По его мнению, такая работа с подсказками — это форма художественного выражения, сопоставимая с композицией, режиссурой или живописью. Однако в предыдущем решении USCO подчеркнуло, что сам ввод текстовых запросов не делает человека автором: программа не воспринимает их как прямые указания, а лишь использует вероятностную модель для генерации изображения.
Новая глава в его борьбе — попытка превратить цифровое творение в материальный объект. Для этого Аллен привлёк канадскую компанию Arius, известную своей технологией точного 3D-сканирования живописных полотен. Она разработала для него так называемые «элеграфы» — физические копии Théâtre D'opéra Spatial, выполненные с применением масляных красок и рельефной текстуры, чтобы визуально и тактильно они напоминали классическую картину XIX века. Аллен утверждает, что именно эта технология позволяет сделать произведение «реальным артефактом», а не просто цифровым файлом.
В своём обращении он заявил, что публика называла его работу «не искусством», потому что она была сгенерирована машиной. По его словам, вопрос не в том, считать ли его художником, а в том, чтобы доказать, что человеческое видение может воплотиться через технологии. Поэтому он решил создать физическую версию Théâtre D'opéra Spatial — не нарисованную вручную, но передающую ту же глубину и выразительность, которую зрители ожидают от классической живописи.
По замыслу Аллена, каждая такая копия будет уникальной. Он считает, что даже если его изображение кто-то воспроизведёт в интернете, сам «элеграф» останется неповторимым, а победа в суде сделает авторское право на него ретроактивным. Так он называет своё творчество началом новой эпохи — «Art 2.0», где границы между художником и машиной становятся размытыми, но физическое воплощение сохраняет подлинность искусства.
Тем временем судебная тяжба продолжается: если суд признает, что человек может считаться автором произведения, созданного с помощью нейросети, это решение станет прецедентом, способным изменить всю систему авторских прав в эпоху генеративного ИИ.