Конец эпохи композиторов — ИИ нанёс смертельный удар по живой музыке

Конец эпохи композиторов — ИИ нанёс смертельный удар по живой музыке

Новые мелодии без чувств. Но слушатели замирают, как на концерте Шопена.

image

Генеративный искусственный интеллект всё активнее проникает в сферу искусства, и музыка — одна из областей, где он способен вызвать наибольший резонанс. Впервые исследователи напрямую сравнили эмоциональный отклик слушателей на композиции, созданные ИИ, и на музыку, написанную человеком. Статья, опубликованная в журнале PLOS One, задаёт ключевой вопрос: может ли алгоритмически сгенерированная музыка вызывать чувства столь же мощно, как и произведения композиторов из плоти и крови?

Эксперимент был организован исследовательской группой Neuro-Com из департамента аудиовизуальной коммуникации и рекламы Автономного университета Барселоны при участии Института RTVE (научного центра испанского вещателя) и Университета Любляны. В нём приняли участие 88 добровольцев, которым демонстрировали одни и те же видеосюжеты, но сопровождённые тремя разными музыкальными вариантами: оригинальной композицией, написанной человеком; треком, сгенерированным ИИ по детальному текстовому описанию; и музыкальной дорожкой, созданной на основе упрощённого запроса к нейросети.

Во время просмотра отслеживались физиологические показатели участников: расширение зрачков, частота моргания и изменение электропроводности кожи — ключевые маркеры эмоционального и когнитивного отклика. Кроме того, фиксировались субъективные оценки эмоционального воздействия.

Результаты оказались наглядными: композиции, сгенерированные ИИ, вызывали более выраженное расширение зрачков — индикатор эмоционального возбуждения. Причём аудиотреки, полученные с использованием сложных промптов, сопровождались учащённым морганием и более выраженными реакциями кожи, что указывает на усиленную умственную обработку информации. Это значит, что восприятие ИИ-музыки требует от мозга дополнительных ресурсов для декодирования заложенного в ней эмоционального посыла.

В то время как алгоритмическая музыка воспринималась как более возбуждающая и интенсивная, произведения, написанные людьми, оказались ближе и привычнее по звучанию. Такая разница между эмоциональной новизной и звуковой узнаваемостью может играть важную роль в том, как именно зритель переживает аудиовизуальные сцены.

Как отметил Николай Фишер, первый автор публикации, обе разновидности ИИ-музыки приводили к более сильной физиологической активации по сравнению с традиционными композициями. Однако, по его словам, этот эффект достигается за счёт большей нагрузки на механизмы восприятия: мозгу труднее интерпретировать эмоциональные сигналы, встроенные в музыку, созданную машиной. Это подтверждает, что такие произведения способны вызывать сильный отклик — но с иными нейропроцессами, чем привычные человеку формы музыкального выражения.

Полученные данные открывают новые перспективы в области медиапроизводства. Уже сейчас становится очевидным, что ИИ-инструменты могут использоваться для тонкой настройки эмоционального фона визуального контента — с высокой степенью адаптивности и экономии ресурсов. Автоматизация композиторской части не только повышает производительность, но и, как показало исследование, не снижает эмоциональной эффективности.

Исследователи подчёркивают, что такие работы приближают нас к лучшему пониманию того, как воспринимается цифровое искусство и какую роль играют алгоритмы в формировании эмоционального опыта. Взаимодействие нейронауки и ИИ даёт новые инструменты для изучения чувств — и уже начинает менять язык кино, рекламы и цифровых развлечений.