Роботакси не чувствуют страха. Они просто фиксируют лица

leer en español

Роботакси не чувствуют страха. Они просто фиксируют лица

Кто теперь следит за протестующими в Лос-Анджелесе?

image

Массовые протесты против иммиграционной политики администрации Дональда Трампа охватили города по всей территории США. Начавшись в Лос-Анджелесе, акции быстро распространились по стране и сопровождались усиленным присутствием военных — почти 5 тысяч морпехов и нацгвардейцев были направлены в город. Одним из самых запоминающихся эпизодов этих событий стало уничтожение пяти беспилотных автомобилей Waymo: роботакси были подожжены и превращены в обгоревшие остовы. После этого компания временно приостановила работу в нескольких районах Лос-Анджелеса и Сан-Франциско.

Этот инцидент вновь обострил общественные опасения по поводу использования технологий для наблюдения за гражданскими протестами. Waymo, дочерняя компания Alphabet (владельца Google), известна тем, что её автономные машины оснащены десятками внешних и внутренних камер. Согласно информации с сайта компании, автомобили фиксируют происходящее с помощью 29 внешних камер, обеспечивающих круговой обзор на 360 градусов. Точное количество внутренних камер и особенности их работы компания не раскрывает.

В течение последних лет Waymo неоднократно передавала видео с автомобилей в распоряжение полиции после получения официальных запросов. Однако точные данные о частоте таких случаев, а также о принципах обработки подобных обращений остаются неизвестными. В отличие от Google, Waymo не публикует прозрачную статистику по количеству правительственных запросов и реакции на них. Это вызывает вопросы о возможном сотрудничестве компании с силовыми структурами, особенно в контексте массовых протестов.

Официальный представитель Waymo Сэнди Карп сообщил , что компания, как правило, оспаривает чрезмерно широкие или юридически необоснованные запросы. При этом он сослался на политику конфиденциальности Waymo, в которой указано, что компания может делиться данными пользователей для соблюдения законодательства или обеспечения общественной безопасности. На отдельной странице поддержки приложения Waymo One также отмечается возможность передачи данных правоохранительным органам, если это необходимо для соблюдения юридических требований.

До сих пор остаётся неясным, сохранились ли какие-либо видеозаписи с уничтоженных машин в Лос-Анджелесе. Waymo не уточняет, где именно хранится видео с камер — на самих автомобилях или в облачной инфраструктуре. В одном из интервью для Washington Post компания указывала, что данные с внутренних камер не хранятся вместе с внешними, но больше конкретики не приводила.

Неизвестно и то, как долго сохраняется видеоконтент. Политика конфиденциальности Waymo не определяет точных сроков хранения данных, хотя в прошлом источники WIRED сообщали, что компания постепенно переходит к более краткосрочному хранению информации. Однако отдельные категории данных могут сохраняться дольше, особенно если они используются для обучения систем машинного зрения и тестирования новых моделей поведения автономных автомобилей.

При этом Waymo признаёт, что инженерные команды компании могут использовать видеоданные и информацию с других датчиков для создания симуляций и доработки алгоритмов. Кто именно имеет доступ к этим данным, также не раскрывается, но Карп подчеркнул, что существуют внутренние ограничения на доступ и срок хранения информации.

Судя по публичной информации, Waymo довольно давно взаимодействует с правоохранительными органами в штатах, где работает. Полиция городов Меса и Чандлер в Аризоне получает записи с Waymo с 2016 года и использовала их в делах, включая расследование дорожного конфликта, завершившегося обвинением в хулиганстве. Сотрудничество с полицией также отмечалось в Сан-Франциско: согласно материалам Vice, полицейские там обучались использовать видеозаписи с автономных автомобилей как возможные доказательства.

По данным Bloomberg, по состоянию на 2023 год Waymo получила не менее девяти ордеров на обыск в Аризоне и Сан-Франциско. В одном из случаев, связанном с убийством водителя Uber, полиция предположила, что Waymo могла случайно зафиксировать происходящее поблизости. Компания предоставила видеозаписи, хотя в расследовании они не сыграли решающей роли — преступник был осуждён позже по другим уликам.

Кроме того, в 2024 году Waymo подала иски против двух человек, подозреваемых в порче её автомобилей в Сан-Франциско. В обоих случаях видеозаписи с камер машин использовались как доказательства. Один из исков на данный момент закрыт, второй — остаётся открытым.

Подобные практики не ограничиваются только Waymo. Все автономные автомобили, в том числе закрывшийся проект Cruise от General Motors , также оснащались множеством сенсоров и предоставляли видео по официальным запросам. Более того, даже владельцы частных авто, оборудованных камерами, могут добровольно передавать записи. Так, полиция Беркли в Калифорнии получила видео с Tesla Cybertruck, владелец которого сообщил о двух актах вандализма в отношении своего автомобиля.

Пока неизвестно, будет ли видеозапись с сгоревших Waymo использована правоохранительными органами в контексте протестов. Но сам факт, что автономные автомобили способны сохранять обширные массивы видео и, потенциально, передавать их силовикам, вновь актуализирует общественную дискуссию о границах цифрового надзора и праве на анонимность в условиях уличных выступлений.

Хакеры ненавидят этот канал!

Спойлер: мы раскрываем их любимые трюки

Расстройте их планы — подпишитесь