Автопроизводители сами решают, кого сдать.
Современные автомобили всё чаще превращаются в устройства наблюдения — причём вовсе не из-за их функций безопасности. Производители внедряют системы, которые активируются только по подписке, и вместе с этим увеличивают возможности удалённого доступа к данным, включая геолокацию, маршруты и телеметрию. Документы, полученные организацией Property of the People, показывают: полиция давно и активно обучается использовать данные, поступающие от «подключённых авто».
Речь идёт не только о платных функциях вроде автопилота или подогрева сидений. Почти все такие функции требуют постоянной связи автомобиля с интернетом. Это означает, что даже когда пользователь отказывается от подписки, встроенные устройства продолжают «разговаривать» с серверами, передавая данные. Один из детективов в 2022 году прямо указывает: некоторые автомобили продолжают отправлять информацию на сервер производителя даже после деактивации подписки — в том числе для анализа поведения клиента и попыток продлить услугу.
В отчёте Калифорнийского дорожного патруля приведены примеры: General Motors через OnStar передаёт данные примерно в два раза чаще, чем Ford. Кроме того, поведение автомобилей зависит не только от производителя, но и от оператора связи. Так, AT&T может помочь отследить подключённое устройство, а вот T-Mobile и Verizon в этом плане почти бесполезны. Более того, Verizon ограничивает радиус поиска при запросе данных, в отличие от других операторов. AT&T соглашается выполнить «пинг» устройства в реальном времени, но только если оно относится к голосовым.
В процессе расследований полиция может использовать как точечное определение местоположения известного устройства, так и метод «tower dump» — массовый сбор информации обо всех гаджетах, подключённых к определённой сотовой вышке в заданный промежуток времени. После этого анализируются показания свидетелей или записи с камер, чтобы сузить круг подозреваемых, например, по цвету или марке машины.
Однако такой подход всё чаще вызывает споры. Верховный суд США ещё в 2018 году признал, что доступ к данным о местоположении — это чувствительное вмешательство в частную жизнь. Хотя тогдашнее решение не касалось напрямую tower dump , в 2024 году сразу два суда признали этот метод неконституционным, приравняв его к незаконной массовой слежке. На фоне решений компании вроде Google изменили свои технологии так, чтобы физически исключить возможность геозапросов.
Тем временем автопроизводители не торопятся ограничивать доступ к данным. Согласно письму сенаторов Рона Уайдена и Эдварда Марки, направленному в Федеральную торговую комиссию, компании Toyota, Nissan, Subaru и другие предоставляют данные правоохранителям по одному лишь запросу, без судебного ордера. У Volkswagen есть своё ограничение — не более семи дней данных, но уведомлять владельцев о таких запросах компания не обязана. Из всех крупных автопроизводителей только Tesla имеет политику информирования клиентов о подобных обращениях.
Правозащитные организации, включая Electronic Frontier Foundation и Американский союз защиты гражданских свобод, подчеркивают: пользователи не только не дают согласия на такую слежку — они зачастую даже не подозревают о её наличии. Более того, часть информации, которой делятся производители с полицией, вообще недоступна общественности, что указывает на глубокую непрозрачность процессов.
Многие из функций, требующих подключения к сети, по сути не нужны для работы автомобиля. Главная причина их существования — реализация модели постоянной монетизации через подписки. Именно она делает автомобиль частью цифровой инфраструктуры, в которой пользователь больше не является полным владельцем, а лишь временным арендатором функций и данных.
Именно поэтому активисты предупреждают: каждая новая подписка, активированная в авто, может стать ещё одним каналом наблюдения. Даже если она включена только ради навигатора.