США опасаются потерять “монополию на небо”, пока Китай создаёт свой авиакласс.
Президент Дональд Трамп на этой неделе принял решение ограничить экспорт американских аэрокосмических технологий в Китай — это стало ответом на давние опасения в Вашингтоне по поводу участия американских компаний в создании китайского конкурента Boeing.
Ещё в 2008 году Китай учредил государственную авиастроительную корпорацию COMAC с амбициозной целью — выпустить на рынок узкофюзеляжный пассажирский самолёт к 2016 году. Проект с самого начала развивался медленно. Несмотря на активную помощь со стороны американских и европейских компаний, первый коммерческий рейс самолёта C919 состоялся лишь в 2023 году.
Тем не менее Пекин рассматривает C919 как символ национального прорыва. В китайских государственных СМИ самолёт называют «опорой великой державы» и примером слияния гражданских и военных технологий. Он стал также напоминанием о времени, когда США и Китай ещё надеялись, что экономическое сотрудничество поможет сблизить политические позиции двух стран.
Однако с приходом к власти Си Цзиньпина в 2012 году отношения начали резко меняться. Китай усилил военную риторику, занял более жёсткую позицию по Тайваню и Южно-Китайскому морю, а США — всё более подозрительно относились к китайским высокотехнологичным амбициям . Особенно к тем, что развивались при участии американских технологий.
Сегодня около 40% компонентов C919 поставляют компании из США и других западных стран. По словам бывшего главы Центра контрразведки США Уильяма Эванины, COMAC в значительной степени использовала технологии, заимствованные из различных мировых авиастроительных и технологических отраслей. Это, по мнению ряда экспертов, может нести риски для национальной безопасности США.
COMAC от комментариев отказалась, но китайское МИД в лице представителя Линь Цзяня резко раскритиковало действия Вашингтона, назвав их «политическим инструментом давления» и «злонамеренной блокадой», заявив, что Китай будет защищать свои интересы.
Самолёт C919 стал прямым конкурентом Boeing 737 и европейского Airbus A320. После того как США прекратили поставки запчастей для Boeing российским авиакомпаниям в ответ на события в Украине, Пекин стал осторожнее относиться к сотрудничеству с американским производителем. Однако и C919 сильно зависит от западных технологий, включая двигатели, навигационные системы и авионику — ключевые элементы, находящиеся под контролем США.
К началу этого года в эксплуатации находилось всего 16 таких самолётов, однако Китай стремительно наращивает производство. COMAC уже получила около тысячи заказов — в основном от госкомпаний внутри страны и авиаперевозчиков из развивающихся стран, тесно связанных с Китаем экономически.
Тем не менее самолёт пока сертифицирован только в материковом Китае и Гонконге. В Евросоюзе и США одобрения он не получил. Представитель Европейского агентства авиационной безопасности в апреле заявил, что на сертификацию может уйти ещё от трёх до шести лет. Федеральное авиационное управление США также пока не дало зелёный свет.
Хотя Китай уже доминирует на рынках электромобилей и солнечных панелей, гражданская авиация — куда более сложная отрасль. Постоянные задержки с C919 подчёркивают, насколько трудно создать и сертифицировать современный пассажирский самолёт. По словам главы отраслевого форума Aerospace Forum Asia Мартина Крэйгса, проект COMAC — это «свидетельство того, насколько сложно вывести новый авиалайнер на рынок».
Один из ключевых участников проекта — General Electric. Компания не только поставила двигатели через совместное предприятие с французской Safran, но и вместе с китайской оборонной корпорацией AVIC разработала критически важные системы управления и навигации . Примечательно, что AVIC также выпускает новейшие китайские стратегические бомбардировщики и истребители-невидимки.
Соглашение с AVIC было подписано ещё в 2011 году, когда C919 существовал лишь на бумаге. General Electric передала китайским партнёрам те же технологии авионики, что использовала в Boeing 787. Тогда компания уверяла, что проект обеспечит экспорт на сотни миллионов долларов и сотни рабочих мест в США, а сотрудничество было согласовано с Минторгом, Госдепартаментом и Пентагоном.
Тем не менее амбициозный план оказался труднее, чем предполагали в Пекине. Первый полёт C919 состоялся только в 2017 году — с годовой задержкой от изначального графика. Большинство ранних рейсов выполняет авиакомпания China Eastern, которая в 2020 году даже создала отдельный бренд — OTT Airlines — для эксплуатации новых самолётов COMAC. Однако в 2023 году этот бренд был вновь интегрирован в основную структуру перевозчика.
С января 2025 года C919 начал выполнять рейсы в Гонконг, что позволило протестировать его системы в международном воздушном пространстве.
История C919 — это не только о технологиях, но и о политике, конкуренции и растущем недоверии между двумя крупнейшими державами мира.