«Мамой клянусь, это Да Винчи». Как нейросети «рисуют» безупречные алиби для утерянных шедевров искусства

«Мамой клянусь, это Да Винчи». Как нейросети «рисуют» безупречные алиби для утерянных шедевров искусства

Грань между вековой историей и свежим кодом окончательно стёрлась.

image

Искусственный интеллект стремительно меняет правила игры даже в таких консервативных сферах, как рынок изобразительного искусства. По данным Financial Times, всё чаще генеративные модели ИИ становятся инструментом в руках тех, кто пытается выдать подделки за оригинальные произведения — и делают это всё более убедительно.

Классическое мошенничество с поддельными произведениями искусства известно со времён Ренессанса. Однако теперь под угрозой оказываются не только полотна, но и документы, подтверждающие их происхождение. С помощью нейросетей злоумышленники генерируют правдоподобные счета, отчёты об оценке, свидетельства о подлинности и историю владения произведениями — то есть весь тот пакет, на котором держится доверие на рынке искусства.

По словам Оливии Экклестон из страховой компании Marsh McClennan, такие технологии существенно усложняют жизнь страховым брокерам и андеррайтерам. Она отмечает, что это лишь усугубляет давнюю проблему подделок, придавая ей новый, цифровой масштаб. В одном из случаев, описанных Financial Times, страховщик получил десятки документов в рамках заявки на компенсацию по коллекции живописи. Бумаги выглядели безупречно, но анализ метаданных показал: всё было сгенерировано и не имело отношения к подлинному искусству.

Любопытно, что не всегда использование ИИ происходит сознательно. Иногда коллекционеры применяют нейросети, чтобы уточнить происхождение работ через онлайн-базы данных. В таких ситуациях ИИ может просто выдумывать правдоподобные ответы, выдавая их за факты. Представитель аналитической компании Flynn and Giovani назвал такие алгоритмы «коварными», поскольку те вынуждены «что-то придумать», даже если не располагают реальной информацией.

Между тем сами страховые компании тоже прибегают к помощи ИИ, пытаясь идти в ногу с растущей волной цифровых фальсификаций. Но, как признаёт сотрудница Sedgwick Грейс Бест-Деверё, скорость, с которой мошенники научились имитировать документы, ставит под сомнение возможность выявлять фальшивки без углублённого анализа.

Переход к генеративным ИИ-инструментам в сфере искусства ставит под угрозу не только финансовую устойчивость страховых компаний, но и доверие к институциональным механизмам подтверждения подлинности. На фоне этого специалисты всё чаще задаются вопросом: возможна ли в будущем верификация без участия человека, если сами алгоритмы оказываются столь убедительными в своих вымыслах?