Гиперзвуковая ракета — угроза номер один для Европы. Перехватчик для неё — застрял в корпоративных войнах Airbus и Diehl

Гиперзвуковая ракета — угроза номер один для Европы. Перехватчик для неё — застрял в корпоративных войнах Airbus и Diehl

Оборонный рынок не потянет два проекта одновременно. Кто-то должен исчезнуть.

image

Европейская программа защиты от гиперзвуковых ракет подошла к моменту, когда дальше тянуть уже не получается. В Брюсселе готовятся решить судьбу сразу 2 конкурирующих проектов, и выбор, судя по всему, будет жёстким: либо они объединятся, либо один из них просто останется без финансирования.

Как сообщает Euractiv, страны ЕС вместе с Еврокомиссией планируют сосредоточить поддержку только на одном европейском проекте по созданию гиперзвукового перехватчика. Этот подход должен найти отражение в рабочей программе Еврокомиссии на 2026 год в рамках Европейского оборонного фонда — основного механизма, через который в союзе финансируются совместные военные разработки. Официальные предложения по этому направлению ожидаются уже в ближайшие дни.

До сих пор Европа шла по пути параллельных разработок. Одновременно развивались 2 инициативы, каждая из которых должна была дать ответ на растущую угрозу гиперзвуковых ракет. Такое оружие летит быстрее 5 скоростей звука и способно активно маневрировать, из-за чего перехват становится задачей на пределе возможностей современных систем. Однако реальность оказалась прозаичнее: европейский рынок слишком невелик, чтобы безболезненно тянуть сразу 2 дорогостоящих проекта.

Первым появился HYDEF — European Hypersonic Defence Interceptor. Его запустили в 2022 году под руководством испанской Sener Group, а роль технического координатора досталась немецкой Diehl Defence. Проект нацелен на перехват гиперзвуковых целей прямо во время полёта и изначально рассматривался как важная часть будущей европейской системы противоракетной обороны.

Годом позже стартовал конкурент — HYDIS, Hypersonic Defence Interceptor System. Его развитием занялась компания MBDA, крупнейший производитель ракетного вооружения в Европе. Эта группа принадлежит Airbus, BAE Systems и Leonardo и давно считается ключевым поставщиком систем ПВО для целого ряда стран НАТО.

Согласно текущим планам Еврокомиссии, в дальнейшем деньги получит только один из этих проектов. Для 2 консорциумов это означает весьма ограниченный выбор. Они могут попытаться слиться в единую программу, но такой шаг почти наверняка приведёт к непростым переговорам о том, кто будет руководить разработкой, как делить объёмы работ и кому принадлежат ключевые технологии. Второй вариант — прямое соперничество за финансирование, где победитель получает всё, а проигравший выбывает из игры.

Даже сценарий объединения не обещает спокойного исхода. По словам источников Euractiv, и Diehl, и MBDA претендуют на ведущую роль в проекте такого уровня. В итоге слияние может не снять напряжение, а лишь перенести борьбу внутрь новой структуры.

Подобные конфликты для европейской оборонной промышленности не новость. Ранее схожие франко-германские разногласия уже затягивали развитие других крупных программ, включая проект истребителя нового поколения Future Combat Air System, где споры между компаниями и правительствами серьёзно замедлили работу.

Ожидается, что Еврокомиссия установит для участников чёткий срок (скорее всего, ближе к концу лета) к которому им придётся определиться с дальнейшими шагами.

Ставки в этой истории выходят далеко за рамки одного проекта. Средства перехвата гиперзвуковых ракет рассматриваются как один из ключевых элементов долгосрочной безопасности Европы. Активно развиваются собственные гиперзвуковые программы, а США ускоренно развивают системы защиты от подобных угроз. Решения, которые будут приняты сейчас, способны задать направление противоракетной обороны на многие годы вперёд.

В 2022 году Еврокомиссия неожиданно для многих в Брюсселе и Париже отдала первый исследовательский контракт в области гиперзвукового перехвата (примерно на 110 миллионов евро) консорциуму Sener и Diehl, хотя фаворитом тогда считалась MBDA. После этого компания пыталась оспорить решение в суде и добивалась поддержки французских властей.

Уже в 2023 году Комиссия запустила проект HYDIS и напрямую передала его MBDA. Этот шаг объясняли желанием сохранить конкуренцию и снизить технологические риски . Теперь эта логика всё больше уступает место бюджетным ограничениям и стратегическим приоритетам, которые не оставляют пространства для параллельных разработок.