Суд приговорил, но свобода ближе, чем кажется.
Два гражданина Эстонии получили в США по 16 месяцев тюрьмы за масштабную криптовалютную аферу , жертвами которой стали сотни тысяч человек по всему миру. Поскольку это время они уже провели под стражей, судья постановил, что после освобождения они должны выплатить штраф по 25 тысяч долларов и отработать 360 часов общественно полезных работ в период надзора. Отбывать срок надзора подсудимые будут в Эстонии.
Приговор также включил конфискацию имущества — криптовалюты , денежных средств, автомобилей, недвижимости и оборудования для майнинга, изъятых США совместно с зарубежными правоохранительными органами. Общая стоимость арестованных активов превышает 450 миллионов долларов. Средства будут направлены на компенсацию потерпевшим в рамках специальной процедуры, детали которой объявят позднее.
Согласно материалам дела, 40-летние Сергей Потапенко и Иван Турёгин управляли сервисом HashFlare, предлагавшим контракты на майнинг криптовалют с обещанием делиться прибылью от добычи. Майнинг криптовалют предполагает использование специализированных компьютеров для подтверждения транзакций в блокчейне и получения вознаграждения в виде новых монет.
Однако с 2015 по 2019 год, при объёме продаж более 577 миллионов долларов, платформа использовала поддельные дашборды, демонстрировавшие несуществующую активность и доходы. У компании не было оборудования для генерации большей части заявленных объёмов криптовалюты. Полученные от клиентов средства фигуранты тратили на покупку недвижимости, люксовых авто и пополнение собственных инвестиционных и криптосчетов. Значительная часть этого имущества была арестована и предварительно признана подлежащей конфискации.
Схема представляла собой классическую «пирамиду» , замаскированную под привлекательную отрасль криптомайнинга . Вместо выполнения обещаний организаторы переводили миллионы на личные нужды — приобретали биткоины, недвижимость, элитные автомобили, ювелирные изделия и оплачивали более десятка перелётов на частных самолётах, в то время как большинство инвесторов несли серьёзные финансовые и психологические потери.
Гособвинение настаивало на 10 годах лишения свободы, и Минюст США рассматривает возможность обжалования приговора.