Юг Луны зовёт. Firefly летит туда, где ещё никто не выжил дольше 12 дней

Юг Луны зовёт. Firefly летит туда, где ещё никто не выжил дольше 12 дней

НАСА готова на всё ради топлива будущего. И завоевания космических просторов.

image

Firefly Aerospace получила от NASA контракт на $176,7 миллиона в рамках программы CLPS (Commercial Lunar Payload Services), предусматривающий доставку пяти исследовательских модулей на южный полюс Луны в 2029 году. Предстоящая миссия станет частью широкой стратегии по освоению природных ресурсов спутника и подготовке к долговременному присутствию на его поверхности.

В проекте задействованы два ключевых элемента инфраструктуры Firefly — орбитальный аппарат Elytra и лунный посадочный модуль Blue Ghost. Elytra выведет Blue Ghost на окололунную орбиту, останется в ней после посадки и будет выполнять функции ретрансляции данных и съёмки, используя платформу дистанционного наблюдения Ocula. Такое распределение задач между аппаратами обеспечивает устойчивую связь и позволяет получать продолжительные визуальные наблюдения за происходящим на поверхности.

Среди оборудования, которое Blue Ghost доставит на Луну, будут два автономных ровера — один из которых создан Канадским космическим агентством, — а также три научные установки. В частности, речь идёт о масс-спектрометре лазерной абляции (LIMS), пассивной оптической системе из отражателей (LRA) и стереокамерах SCALPSS, предназначенных для изучения динамики лунной пыли, поднятой посадочными двигателями. Последняя установка уже участвовала в первой миссии Blue Ghost и теперь повторно используется для сбора дополнительной информации о поведении реголита вблизи работающих ракетных сопел.

Научные цели миссии сосредоточены на изучении химического состава верхнего слоя лунной поверхности, включая поиск водорода и других летучих веществ, потенциально пригодных для получения топлива или воды. Оценка условий на южном полюсе особенно важна, поскольку именно этот регион рассматривается в качестве приоритетного для будущих обитаемых баз и автоматических станций.

После посадки посадочный модуль будет активен более 12 суток. За это время он проведёт развёртывание оборудования и начнёт выполнение запланированных исследований. В свою очередь, Elytra продолжит функционировать на орбите не менее пяти лет, предоставляя непрерывный канал связи и наблюдения для будущих операций в этом районе Луны.

Firefly рассматривает миссию 2029 года как логическое продолжение своих предыдущих проектов: до этого компания уже запустила два аппарата серии Elytra Dark — один к обратной стороне Луны в 2026 году, другой в район куполов Грюйтхойзена в 2028-м. Планируемый полёт станет третьим использованием этой платформы и расширит орбитальную группировку компании.

По словам вице-президента Firefly по направлению космических аппаратов Криса Кларка, объединение Blue Ghost с Elytra создаёт эффективную экосистему для реализации лунных задач. Он подчеркнул, что Elytra построена на тех же проверенных решениях, которые ранее обеспечили успешную посадку первого Blue Ghost. Маневренность и унификация платформ позволяют быстро адаптировать их под разные типы миссий, от геологических исследований до связи и навигации.

Особенность миссии также в том, что на борту обоих аппаратов предусмотрены дополнительные слоты под полезную нагрузку. Firefly уже открыла возможность участия для частных компаний и государственных агентств, которым требуется доставка оборудования на Луну. Это делает запуск 2029 года не просто отдельной миссией, а полноценной платформой для совместных лунных программ.

Firefly рассчитывает, что модульный подход, заложенный в конструкцию её аппаратов, позволит упростить логистику будущих экспедиций и ускорит переход от разовых полётов к регулярным операциям. Такие технологии станут важной частью общей лунной архитектуры , разрабатываемой NASA, и помогут создать устойчивую инфраструктуру для долгосрочной работы вблизи южного полюса Луны.