НАСА готова на всё ради топлива будущего. И завоевания космических просторов.
Firefly Aerospace получила от NASA контракт на $176,7 миллиона в рамках программы CLPS (Commercial Lunar Payload Services), предусматривающий доставку пяти исследовательских модулей на южный полюс Луны в 2029 году. Предстоящая миссия станет частью широкой стратегии по освоению природных ресурсов спутника и подготовке к долговременному присутствию на его поверхности.
В проекте задействованы два ключевых элемента инфраструктуры Firefly — орбитальный аппарат Elytra и лунный посадочный модуль Blue Ghost. Elytra выведет Blue Ghost на окололунную орбиту, останется в ней после посадки и будет выполнять функции ретрансляции данных и съёмки, используя платформу дистанционного наблюдения Ocula. Такое распределение задач между аппаратами обеспечивает устойчивую связь и позволяет получать продолжительные визуальные наблюдения за происходящим на поверхности.
Среди оборудования, которое Blue Ghost доставит на Луну, будут два автономных ровера — один из которых создан Канадским космическим агентством, — а также три научные установки. В частности, речь идёт о масс-спектрометре лазерной абляции (LIMS), пассивной оптической системе из отражателей (LRA) и стереокамерах SCALPSS, предназначенных для изучения динамики лунной пыли, поднятой посадочными двигателями. Последняя установка уже участвовала в первой миссии Blue Ghost и теперь повторно используется для сбора дополнительной информации о поведении реголита вблизи работающих ракетных сопел.
Научные цели миссии сосредоточены на изучении химического состава верхнего слоя лунной поверхности, включая поиск водорода и других летучих веществ, потенциально пригодных для получения топлива или воды. Оценка условий на южном полюсе особенно важна, поскольку именно этот регион рассматривается в качестве приоритетного для будущих обитаемых баз и автоматических станций.
После посадки посадочный модуль будет активен более 12 суток. За это время он проведёт развёртывание оборудования и начнёт выполнение запланированных исследований. В свою очередь, Elytra продолжит функционировать на орбите не менее пяти лет, предоставляя непрерывный канал связи и наблюдения для будущих операций в этом районе Луны.
Firefly рассматривает миссию 2029 года как логическое продолжение своих предыдущих проектов: до этого компания уже запустила два аппарата серии Elytra Dark — один к обратной стороне Луны в 2026 году, другой в район куполов Грюйтхойзена в 2028-м. Планируемый полёт станет третьим использованием этой платформы и расширит орбитальную группировку компании.
По словам вице-президента Firefly по направлению космических аппаратов Криса Кларка, объединение Blue Ghost с Elytra создаёт эффективную экосистему для реализации лунных задач. Он подчеркнул, что Elytra построена на тех же проверенных решениях, которые ранее обеспечили успешную посадку первого Blue Ghost. Маневренность и унификация платформ позволяют быстро адаптировать их под разные типы миссий, от геологических исследований до связи и навигации.
Особенность миссии также в том, что на борту обоих аппаратов предусмотрены дополнительные слоты под полезную нагрузку. Firefly уже открыла возможность участия для частных компаний и государственных агентств, которым требуется доставка оборудования на Луну. Это делает запуск 2029 года не просто отдельной миссией, а полноценной платформой для совместных лунных программ.
Firefly рассчитывает, что модульный подход, заложенный в конструкцию её аппаратов, позволит упростить логистику будущих экспедиций и ускорит переход от разовых полётов к регулярным операциям. Такие технологии станут важной частью общей лунной архитектуры , разрабатываемой NASA, и помогут создать устойчивую инфраструктуру для долгосрочной работы вблизи южного полюса Луны.