90 суток без сна и топлива. Этот дрон будет фиксировать с высоты каждый ваш шаг

90 суток без сна и топлива. Этот дрон будет фиксировать с высоты каждый ваш шаг

Если Skydweller  поднялся — он не вернётся, пока не увидит всё, что хотел.

image

Американский стартап Skydweller Aero вместе с французской оборонной компанией Thales работают над беспилотником, который способен находиться в небе непрерывно — и всё это без единой капли топлива. Их цель — создать платформу для морского патрулирования, полностью работающую на солнечной энергии, не требующую дозаправки и способную вести разведку автономно, без посадок. Это не просто дрон, а по сути летающая солнечная электростанция с автоматикой и выносливостью, которой у современных аппаратов до сих пор не было.

A solar-powered aircraft at Skydweller's facility at Albacete airport on April 3, 2023, in Albacete, Castilla-La Mancha, Spain. Skydweller is a solar-powered aircraft developed by Skydweller Aero, an Albacete-based developer of aircraft for the commercial and defense sectors, which announced the successful completion of autonomous flight tests in Castilla-La Mancha.

В основе проекта — сам Skydweller: беспилотник с размахом крыльев 72 метра. Для сравнения, у Boeing 747 — около 67. Несмотря на впечатляющие размеры, весит он в 160 раз меньше: всего 2,5 тонны против четырёхсот. Такой результат стал возможен благодаря углепластику и отказу от тяжёлых топливных систем. Основной двигатель аппарата — Солнце.

На крыльях размещены более 17 000 солнечных элементов , покрывающих около 270 квадратных метров. В благоприятных условиях они вырабатывают до 100 киловатт энергии — этого хватает для питания всех систем, полёта и подзарядки аккумуляторов. Днём платформа работает напрямую от света, ночью — от запасённых в батареях ресурсов, что и обеспечивает столь продолжительное нахождение в воздухе.

Бортовые аккумуляторы — весом более 600 килограммов — дают достаточный резерв, чтобы продержаться всю ночь. В светлое время суток аппарат поднимается до 13 600 метров, а в темное — плавно снижает эшелон до 10–12 километров, чтобы снизить энергозатраты. Такой профиль полёта позволяет поддерживать баланс между подъёмной силой и потреблением.

Skydweller проектируется как автономная разведывательная платформа, особенно полезная в морских регионах: для наблюдения за нелегальными перевозками, слежения за подлодками или поисково-спасательных миссий. Базовая полезная нагрузка — до 360 килограммов — позволяет разместить радары, камеры и сенсоры.

Здесь в игру вступает Thales: французская компания отвечает за интеграцию радиолокационной системы, специально адаптированной под длительные морские миссии . Она должна обеспечивать широкий охват, высокую точность и способность обнаружения целей на значительном удалении.

Skydweller отличается не только энергонезависимостью, но и интеллектуальной устойчивостью. Автономное ПО стабилизирует полёт в реальном времени, компенсируя порывы ветра и турбулентность — особенно в эшелонах от 7 500 до 10 500 метров, где часто формируются восходящие потоки средней амплитуды, опасные для других аппаратов.

Крылья оснащены системой активного сглаживания нагрузок: углы и распределение давления адаптируются к внешним условиям автоматически. Всё управление дрона реализовано без участия человека. Полётная система имеет четырёхкратное резервирование — в случае сбоя один модуль немедленно заменяется другим.

Для дополнительной отказоустойчивости предусмотрено самовосстанавливающееся программное обеспечение. Если в одной из управляющих цепочек происходит сбой, алгоритм способен отключить проблемный блок, перезапустить его и восстановить работу — без прерывания миссии.

Ограничения всё же есть. Производительность панелей зависит от облачности и широты. В условиях длительной пасмурности или полярной ночи уровень заряда может начать падать. Аккумуляторы хоть и надёжны, но со временем теряют ёмкость при глубоких циклах. Пока что целевой максимум — 90 суток в воздухе, но инженеры надеются в будущем превысить этот рубеж.

Skydweller — не первый подобный проект. Ранее существовали инициативы вроде Solar Impulse и Zephyr. Однако те разработки часто страдали от конструктивных проблем: например, разрушались при прохождении турбулентных слоёв атмосферы. Новый аппарат, опять же, решает эти задачи прочными композитными материалами и системой стабилизации.

Сейчас продолжаются финальные испытания. Радар Thales пока в процессе интеграции. Но если идея подтвердится на практике, Skydweller может стать прототипом для нового поколения долгоживущих беспилотников — не только для обороны, но и для гражданских служб.