Умная книга из «Алмазного века» уже стала реальностью. Но хорошая ли это новость?
Будущее, о котором писали фантасты, всё заметнее проявляется за пределами книжных страниц. Новые умные технологии уверенно приближают нас к реальности, напоминающей сцены из культовых романов.
Вспомнить хотя бы «Алмазный век» Нила Стивенсона, вышедший в середине девяностых. Его сюжет переносит читателя в мир, где привычные государства уступили место сообществам — своеобразным кланам, называемым филами. Общество расколото, цифровизация достигла невероятного уровня, а искусственный интеллект стал повседневной частью жизни.
Хотя фантастическая нанотехнология, описанная Стивенсоном, пока остаётся недоступной, другой элемент его романа уже вполне может стать реальностью. Речь идёт о Иллюстрированном учебнике для юных леди — умном устройстве, которое заменяет ребёнку наставника, педагога и спутника.
Снаружи этот прибор выглядит как обычная книга. Однако вместо страниц — интерактивные экраны, показывающие анимации и текст. К тому же устройство оснащено звуковой системой, которая озвучивает персонажей и рассказывает истории, реагируя на действия пользователя в реальном времени.
Изначально учебник создавался для дочери влиятельного аристократа, но случайно оказывается у девочки по имени Нелл — сироты, живущей на улицах футуристического Шанхая. Именно это устройство становится для неё шансом вырваться из нищеты и опасностей мегаполиса.
Со временем умная книга превращается для Нелл не просто в гаджет, а в полноценного спутника. Она помогает справляться с внутренними травмами, развивает способности, обучает всему — от чтения до криптографии и боевых искусств.
Более того, устройство готовит девочку к жизни среди представителей неовикторианского общества — влиятельного социального слоя. Здесь несложно уловить отсылку к пьесе Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион». Только в отличие от героини Шоу, наставником Нелл становится не человек, а, опять же, программа.
До недавнего времени подобные сценарии казались фантастикой. Но события последних месяцев показывают обратное. За примерами далеко ходить не нужно.
В мае 2025 года разработчики популярной игры Fortnite представили виртуального Дарта Вейдера, озвученного голосом Джеймса Эрла Джонса. Актёра давно нет в живых, однако компания Epic Games с разрешения его наследников создала синтезированный голос с помощью алгоритмов.
Фанаты встретили новинку с энтузиазмом, но представители индустрии кино и телевидения отреагировали тревожно. Профсоюз актёров обвинил разработчиков в нарушении трудовых соглашений, поскольку вместо того, чтобы пригласить живого исполнителя, студия воспользовалась искусственным интеллектом.
Любопытно, что в «Алмазном веке» Стивенсона голоса персонажей учебника озвучивали реальные актёры, которых автор называл ракторами. Они работали в студиях и взаимодействовали с пользователями. Сегодня очевидно, что синтетические голоса способны полностью заменить эту систему.
Однако развитие ИИ касается не только озвучки. Совсем недавно появились умные диктофон ы на базе искусственного интеллекта, которые фиксируют все разговоры владельца и отправляют их для анализа. Записи автоматически обрабатываются ИИ, который формирует краткие итоги встреч, выделяет ключевые моменты и предлагает рекомендации. Такие устройства уже активно разрабатываются стартапами и доступны обычным пользователям. Кончено, вместе с этим техника нередко сохраняет и личные, неловкие или необдуманные реплики.
Технология вызывает вопросы, особенно в контексте конфиденциальности . Люди, общающиеся с владельцем устройства, не всегда знают, что их речь записывается и анализируется.
Пока такие аппараты работают только с речью, а подсказки предоставляются после завершения беседы. Но развитие ИИ логично ведёт к следующему шагу — сопровождению в режиме реального времени. Таким образом, концепция умного учебника становится всё более достижимой.
Уже сегодня системы вроде ChatGPT успешно помогают осваивать программирование. В одном из опросов 85% студентов отметили, что ИИ-ассистент оказался полезнее живого преподавателя. Некоторые учебные заведения, например колледж Морхауза в Атланте, официально внедряют виртуальных помощников в образовательный процесс.
Такой подход снижает стоимость обучения и делает его более доступным. Однако вместе с этим появляются новые риски, связанные с влиянием искусственного интеллекта на критическое мышление.
Если объединить достижения — голосовых аватаров , носимые гаджеты, обучающие платформы — становится легко представить, как у каждого ребёнка появится цифровой спутник. Он будет учить, подсказывать, адаптировать материал под характер владельца и даже включать в процесс любимых героев.
Однако финал романа Стивенсона напоминает, что подобные изобретения несут не только пользу. В книге аналог учебника массово распространяется среди тысяч девочек из бедных районов Китая. На первый взгляд, это даёт им доступ к знаниям. Но вместе с этим нейросеть становится инструментом контроля, формируя послушное и идеологически подконтрольное поколение.