Дистанционный шпионаж включает тайную звукозапись, видеосъёмку и определение точного местоположения.
Во Франции принят законопроект, который позволит местной полиции абсолютно легально шпионить за подозреваемыми, удалённо активируя камеры, микрофон и GPS на их смартфонах и прочих устройствах.
Началось всё совсем недавно. Буквально в прошлом месяце Сенат дал зелёный свет соответствующим положениям законопроекта о правосудии. Законопроект разрешает определение местоположения подозреваемых в совершении преступлений через любые их мобильные гаджеты, будь то смартфоны, планшеты, ноутбуки, автомобили и прочие устройства. Удалённая аудиозапись и тайная фото- и видеосъёмка также могут быть задействованы, особенно в отношении подозреваемых в совершении террористических преступлений или участников организованных банд.
Разумеется, данные положения о шпионаже очень быстро подверглись критике со стороны местных правозащитных организаций. «Положения вызывают серьезную обеспокоенность по поводу нарушений основных свобод граждан», — заявила французская правозащитная группа La Quadrature du Net.
Группа сослалась на «право на безопасность, право на частную жизнь и частную переписку» и «право на свободу передвижения», назвав новые положения быстрым путём перехода к деспотичной системе обеспечения безопасности.
Тем не менее, законодатели всё же приняли законопроект, поскольку министр юстиции Эрик Дюпон-Моретти уверял, что данные положения затронут только «несколько десятков случаев в год» по всей Франции. Верится с трудом, однако ситуацию спасли члены парламента из лагеря Эммануэля Марона, действующего президента Франции.
Во время вчерашних дебатов вышеупомянутые члены парламента внесли поправку на ограничение использования дистанционного шпионажа только теми случаями, «когда это оправдано характером и серьезностью преступления» и «на строго определённую продолжительность». Они также отметили, что судья должен сначала одобрить любое использование этого положения, в то время как общая продолжительность наблюдения не может превышать шести месяцев.
«Представители чувствительных профессий, включая врачей, журналистов, адвокатов, судей и членов парламента, не станут целями дистанционного шпионажа», — заявили представители лагеря Макрона.
Ладно, не доказали. Но мы работаем над этим