Принимаем экзамены. Качественно и эффектно.

Принимаем экзамены. Качественно и эффектно.
Вот допустим попали вы в интересную ситуацию. Придут завтра двадцать чему-то обученных (вами же) студентов и будут смотреть испытующе, а вам принимать экзамен. Причем им-то сдавать уже в двадцатый раз, а вам принимать - в первый. Расклад не в вашу пользу и вас наверняка побьют. А если не ужасный конец, то ждет Вас бесконечный ужас принятия экзамена с 9 утра до 23 вечера, 2 января, без перерыва на моцион.

Обратно многим студентам думается, что миссия преподавателя в этом сценарии - утолить жажду крови. На самом деле - поставить адекватные оценки за оптимальное время, сохранив при этом веру в людей. Могут быть всякие задорные девиации, но мы сейчас не об этом.

Перечисленные ниже способы взаимодействия направлены на достижение целей преподавателей и при этом ни в коей мере не должны унижать умы, чести и совести студентов. Всё должно быть справедливо и заслужено.

Как быть если вы таки оказались назавтра один на один с бандой спартанцев молодыми умами.

1. Позвать на помощь.
Вариант "быть и помочь" надо использовать всегда когда есть возможность. Откуда и как звать - собственно не важно, потому что об этом нужно было думать раньше. А экзамен завтра.

2. Разборки по формальным критериям.
Как бы это не звучало цЫнично - вполне имеет право на жизнь. Обязан был посещать, не посещал - сразудосвидания. С одной стороны. С другой - ситуации в жизни могли быть разные и степень жесткости допроса провинившихся - может соответствовать. Можно например для вольногулящих выдавать письменное задание на 30 минут. По результатам большая часть из них покинет этот мир  встретится с вами на пересдаче.
Я всегда считал этот путь довольно тёмным, пока ко мне на экзамен по проектному менеджменту ("Управление проектами исследования и разработки") не пришел знакомиться красавец с аргументом: "Я просто привык всё делать потом". Но менеджмент карл?!

Если вы не подумали о такой возможности заранее, нет списков посещения, домашних и контрольных работ - прискорбно. Тогда - время вероломной атаки.

3. Блицкриг. Студентам объявляется, что до экзамена они будут допущены если смогут ответить (быстро, с минимальной подготовкой) на один очень базовый вопрос (можно два, можно два из трёх - сколько терпения хватит).
- Пример вопроса - расставить точки чтобы получился корректный ip.
-Чем ip в udp отличается от ip в  tcp

4. УберБлицкриг с особым цинизмом. Как предыдущий вариант, только "запускается" три начинающих специалиста, вопрос задается всем трём. Если кто-то ответил - все трое тянут билеты. Вопросы при этом желательно задавать дерзкие, но однозначно обсуждаемые в курсе.
- Что высылается для завершения соединения в UDP
- В какое ведомство гражданин обязан сдать персональные данные для защиты
- Какие уязвимости эксплуатирует угроза информационной безопасности
- Что надежней - MAC или IP?
и тд
Я сам испытывал подобные упражнения на себе будучи студентом. "Заходил" (и зашел) на спец.курс. Когда все три "типа-специалиста" не могут объяснить (а иногда и уловить) сюрреализм вопроса их не только преподаватель может смело отправлять, но и слышащие этот перформанс студенты не осудят изгнание не проскочивших на шару коллег.

5. Вопросы билета - придется послушать. Хотя существуют экстремальные практики "ну это всё понятно" и переход к доп. вопросам. Иногда тут всё и заканчивается. Хотя были прециденты когда заканчивалось на неудачно вытянутом билете. Я считаю не грешно "перематывать" рассказ студента и по нескольким точкам понимать что за птица перед нами.

6. Дополнительные вопросы - обязательная и самая трепетная часть экзамена. Задавать прилично 2-3, меньше и больше - исключения для эстетов. Можно давать готовиться к ответу, можно сразу просить "нарисовать что думаете". Лучше записывать всё. И вопросы и ответы.

7. Если всё грустно - можно предложить выбрать "любимый вопрос" из списка билетов и оценить насколько станет веселей. Обычно не становится. Известен уникальный случай когда студент не смог выбрать любимый вопрос и загрустил уходя.

8. Можно спрашивать сразу несколько человек. Особо-циничные коллеги допрашивали сразу двоих, причем если ошибался один, то у второго спрашивали в чем ошибка и как надо.

9. В идеале опрашиваемая сторона должна согласиться с предлагаемой оценкой. Но если нет, в зависимости от расположения звезд общего впечатления можно предлагать "задачу на пятерку". Если же настроение плохое, то игра может быть в две стороны - решишь "пять", не решишь - "три". Часто это примиряет с достигнутым результатом. Студента с хорошо работающей но пустой головой настоятельно необходимо отправлять на пересдачу вместо "трояка", на который он наинтуичит из общих соображений.

10. Ну и в целом, напринимавшись экзаменов, а теперь - и напроводившись собеседований имею мнение - и то и другое нужно и можно делать за 15 минут максимум. Следующие 45 минут будут потрачены на косметические улучшения в третьем знаке после запятой в понятном балле. Немножко сложнее с курсами в которых нужно решать нетривиальные задачи, но и здесь примерно та же история если под временем понимать "чистое время" экзаменатора. 
Alt text

Большой брат следит за вами, но мы знаем, как остановить его

Подпишитесь на наш канал!

Алексей Качалин

Правда и Жизнь