Непрерывность бизнеса и глобальный финансовый кризис

Непрерывность бизнеса и глобальный финансовый кризис

Вчера на просторах Интернета обратил внимание на камень, брошенный в сторону фонда MF Global . Для тех, кто не сильно следит за финансовым рынком, краткая справка. MF Global – это крупная американская брокерская компания, очень неудачно вложившаяся в итальянские госбумаги, в результате чего 31 октября им пришлось подать заявление о банкротстве .


Что же привлекло внимание автора статьи? Наличие у MF Global программы обеспечения непрерывности бизнеса . PНа этом месте мне захотелось четко сформулировать свою позицию по этому вопросу, и послушать, что думают мои читатели.


Тезис 1. Управление непрерывностью бизнеса – не панацея от всех возможных проблем организации.P


Конечно, очень удобно, когда есть на кого переложить ответственность за возникшие проблемы, но давайте все-таки отделять мух от котлет. PМиссия эффективной системы обеспечения непрерывности бизнеса – сохранить функционирование организации при наступлении чрезвычайной ситуации. Здесь важно понимать, что мы считаем чрезвычайной ситуацией. PЕсли вы играете на бирже, и курс/ставки вдруг резко изменились не в ту сторону, в которую вам хотелось, лично для вас это безусловная чрезвычайная ситуация. Фиаско, так сказать. Но это абсолютно прогнозируемый риск, на который вы идете, и более того, в этом суть вашего бизнеса. И не существует волшебной таблетки, которая сможет вас защитить (кроме сдержанно-консервативной стратегии управления рисками, но тогда вы получите принципиально другой уровень доходности).


Чрезвычайная ситуация, которая приводит к недоступности таких ресурсов, как ИТ, офис, персонал, документы – это понятная задача. Это по нашей кафедре. Защитные меры от этих рисков понятны и реализуемы.


Проблемы, которые приводят к тому, что у вас перестают покупать вашу продукцию, вам перестали давать кредиты, и т.п., это риски другого характера. Ими тоже можно и нужно управлять, но не надо называть это непрерывностью бизнеса.


Как всегда, есть много пограничных областей. И здесь мы переходим к тезису 2.


Тезис 2. Лучше хорошо решить небольшую задачу, чем никак не решить большую.


Система обеспечения непрерывности бизнеса отлично развивается по спирали (AKA цикл PDCA). В 90% случаев сначала обеспечивается непрерывность ИТ-сервисов, потом решается задача восстановления рабочих мест, взаимозаменяемости персонала, управления поставками и т.п. При таком подходе система работает.


Если замахнуться на весь бизнес сразу, скорее всего вы, во-первых, не достигнете цели, а, во-вторых, похороните саму инициативу по управлению непрерывностью бизнеса на долгие годы. Поэтому даже к таким вопросам, как управление ликвидностью в момент ЧС, я бы подходил очень осторожно, ограничивая задачу резервом средств на операции на тот период времени после ЧС, который понадобится на восстановление бизнес-процессов в минимальном объеме.



Методология Непрерывность бизнеса Финансовый кризис MF Global
Alt text

Если вам нравится играть в опасную игру, присоединитесь к нам - мы научим вас правилам!

Подписаться