Об актуальных проблемах завершившегося международного форума по педагогическому образованию IFTE-2021.

Об актуальных проблемах завершившегося международного форума по педагогическому образованию IFTE-2021.
Завершившийся в Казани VII Международный форум по педагогическому образованию IFTE 2021 собрал более 1500 ведущих специалистов из России и зарубежных стран.

VII Международный форум по педагогическому образованию IFTE 2021стал самым представительным не только по охвату участников, но и по масштабу заявленных тематик: 575 докладов сделали ученые из 275 университетов, научных и образовательных организаций, включая 79 зарубежных.


Актуальной на международном​ форуме была проблема онлайн-образования.​ Если на прошлом форуме в 2020 году ставилась проблема овладения онлайн-образованием, то в IFTE-2021​ ​ больше был связан с проблемой адаптации к онлайн-образованию.


Наряду с самыми волнующими вопросами – цифровизация образования, дистанционное обучение и использование онлайн-технологий – участники форума обсудили комплекс вопросов, связанных со спецификой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Хотелось бы отметить выступление представителей главного научного учреждения России в области коррекционной психологии о том,​ как изменяется система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Самое главное это​ максимальное включение таких детей в социальную и образовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками.


Статистика распространения инклюзии Дифференцированный стандарт позволил обеспечить части детей с темповой задержкой развития, которые ранее не попадали в фокус внимания специалистов и обучались по массовым программам, специальные образовательные условия. Проще говоря, таким детям теперь могут предоставляться наиболее подходящие для них образовательные маршруты к началу школьного обучения.


Но работа с особыми детьми требует и особо подготовленных педагогов. А здесь, к сожалению, есть много назревших проблем, которые требуют решения. Проведенные институтом опросы показали, что в школах страны недостаточно подготовленных педагогов, владеющих специфическими средствами и методами обучения.


Кроме того, хотелось бы отметить актуальную тему«О​ киберсоциализации и киберпедагогике в пандемию COVID-19», освещённую на форуме.​
Была отмечена необходимость выделения киберсоциализации как отдельного вида социализации,новых приёмах, средствах и возможностях киберпедагогики,возможностях воспитания нравственных качеств у студентов посредством ресурсов киберпространства,проблемах перманентного использования технологий и засилия гаджетов в повседневной жизнедеятельности,страшном тренде-мифе на отказ от очного образования,возможностях и пользе цифрового детокса,ставке на креатив в рамках теоретической и практической подготовки, а также личностно-профессионального развития студентов,сохранении человеческого в отношениях и взаимодействии,и многое другое.


​ На этом форуме успешно прошел мой​ мастер-класс​ "Постмодернистская психология и педагогика как основание развития творческой составляющей учебного процесса" . Он был посвящен моим​ монографиям​ "Основы постмодернистской психологии" ( 2015)​ и "Основы постмодернистской педагогики" (2021).


Как должны трансформироваться педагогика и образование в условиях значительной трансформации и разрушения всяческих смыслов и ценностей учащихся, вызванных новыми реалиями и раздвоением между реальным и виртуальным? Каким образом это раздвоение трансформирует психику учащихся, их интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу? Как трансформировать педагогику в таких изменившихся условиях? Было​ показано, что только педагогика, в которой применяются постмодернистские подходы, способна отвечать вызовам современности. Особое внимание было​ уделено развитию творческих и креативных способностей учащихся в эпоху постмодернизма.


Насколько отсутствие условий для воображения детей, ​ которое вызвано ​ эпохой постмодернизма, то есть погружением их ​ в фантастические виртуальные миры игр и фильмов, негативно влияют ​ на развитие их образной интуиции и мышления? Насколько условия, благодаря которым ребенку уже не надо фантазировать и воображать, а надо всего лишь пассивно воспринимать кем-то сделанную воображаемую живую картинку, влияют на его способность фантазировать и воображать?

Если это негативное влияние инструментов и "костылей" ​ души, то есть, неживые​ психические протезы​ ​ психики школьника , живущего в эпоху постмодернизма ​ уже блокирует развитие воображения, то есть основание для творчества в науке и искусстве, то вскоре мы получим поколение дегенератов, эдаких юзеров всяческих ​ игр ​ и фильмов. ​ Эти юзеры будут "ходить" по миру на "костылях" Интернета и превратятся в существ с мозговыми протезами, которые пока находятся вне мозга, хотя позднее, благодаря чипированию этот ​ процесс инвалидизации ​ Человека может усилиться.

Прибавьте к этому аддикции, то есть,​ зависимость к такому пассивному пожиранию живых картинок, при котором не развивается эмоционально-волевая ​ сфера.
Мир превращается в людей, пассивно пожирающих чьи-то живые воображаемые картинки. По сути, живёт в зависимости от этих живых картинок, игнорируя процессы воображения, которые когда-то возникали в процессе восприятия текстов из букв и слов. Сейчас люди все больше погружаются в мир готовых живых образов и картинок, не воображая и не представляя себе ничего.

И всё-таки, хочется верить, что даже в процессе восприятия живых картинок, при котором не работают процессы воображения и представления, подключаются хоть какие-то мыслительные процессы отношения к этим живым картинкам. Впрочем, когда ​ к наркоману или игроману приходят ​ образы опьянения или выигрыша, они вряд ли ​ как-то критически оценивают эти картинки? ​ Они просто радуются этим образам, пребывая в пассивном наблюдении за ними, как те же современные юзеры живых картинок игр и фильмов.
Необходимо признать, что наши школьники все глубже погружаются в условия , при которых постепенно исчезает возможность развивать свои различные составляющие мышления: интуиции, воображения, анализа, рассуждения и др. Психика школьников все больше и больше ​ энергии ​ затрачивает на пассивные ​ и безвольные процессы переживания живых картинок.

Постмодернистская педагогика, в первую очередь должна в себя включать программу профилактики от этих наметившихся деградационных ​ процессов. ​

Мировая тенденция идёт к тому, что мир начинает делиться на ​ массу пассивных людей-потребителей (юзеров) и ​ небольшую часть активных и творческих созидателей
( креативщиков). От этих процессов будет зависеть судьба разных стран и их научно-творческий потенциал. ​ От локализации талантливых ученых, программистов ​ и т.п. будет зависеть многое. Какую роль будет играть ​ Россия в этом отношении? Роль сырьевой страны-деградантки или сильного субъекта наукоёмких технологий?

(См. видеоканал "Психолог Рамиль Гарифуллин"
https://youtube.com/channel/UCTfCxnOrbb5UdV5003s7p_Q )


Доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин
Alt text

Где кванты и ИИ становятся искусством?

На перекрестке науки и фантазии — наш канал

Подписаться