В прошлый четверг я писал об американском исследовании поведения молодежи в Интернет с точки зрения информационной безопасности. Было бы неправильно не рассказать и об отечественных исследованиях по данной тематике. В 2011-м году Факультет психологии МГУ, Федеральный институт развития образования и Фонд развития Интернет опубликовали большое исследование "Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернет" (176 страниц).
Как говорится в аннотации "В монографии представлены результаты серии иссле дований, осуществленных в 2009-2010 гг. в рамках Года Безопасного Интернета в России сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России. Главный фокус исследований — особенности восприятия детьми и взрослыми глобальной сети, проблемы безопасности российских детей и подрост ков в интернете, роль родителей в обеспечении безопасности и компетентность педагогов в использовании современных ИКТ".
Выборка в исследовании была достаточно репрезентативная - в различных исследованиях участвовали от нескольких сотен до нескольких тысяч школьников, студентов, родителей, преподавателей из разных регионов России - от Мурманска до Ставрополья, от Карелии до Хабаровска. Все описанные в монографии исследования преследовали, конечно, не цель, связанную с корпоративной или ведомственной ИБ. Но среди прочего изучалось и поведение молодежи (будущих работников и чиновников) в Интернет, отношение к рискам и многие другие аналогичные вопросы.
Среди выводов (часть вполне очевидных), сделанных исследователями:
Как говорится в аннотации "В монографии представлены результаты серии иссле дований, осуществленных в 2009-2010 гг. в рамках Года Безопасного Интернета в России сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России. Главный фокус исследований — особенности восприятия детьми и взрослыми глобальной сети, проблемы безопасности российских детей и подрост ков в интернете, роль родителей в обеспечении безопасности и компетентность педагогов в использовании современных ИКТ".
Выборка в исследовании была достаточно репрезентативная - в различных исследованиях участвовали от нескольких сотен до нескольких тысяч школьников, студентов, родителей, преподавателей из разных регионов России - от Мурманска до Ставрополья, от Карелии до Хабаровска. Все описанные в монографии исследования преследовали, конечно, не цель, связанную с корпоративной или ведомственной ИБ. Но среди прочего изучалось и поведение молодежи (будущих работников и чиновников) в Интернет, отношение к рискам и многие другие аналогичные вопросы.
Среди выводов (часть вполне очевидных), сделанных исследователями:
- Интернет становится привычным пространством общения и досуга, заменяющим ТВ, радио и живое общение.
- Многие проводят в Интернет по несколько часов в день, теряя вкус к реальной жизни. Появляется Интернет-зависимость, отсутствие социальной адаптации, неумение общаться и потеря "чувства реальности". У зависимой молодежи нередки случаи повышенной агрессии и немотивированного насилия. Желание как можно дольше сидеть в Интернет приводит к употреблению допинга, что тоже не самым лучшим образом влияет на молодежь, снося ей башню.
- Большая часть опрошенных считает Интернет неопасным. Эти "данные конкретизируют ставшее сегодня уже общепринятым представление о том, что именно дети и подростки являются наиболее уязвимой группой пользователей Всемирной паутины и подвергаются опасности даже при анонимном общении по причине недостаточной степени осознания возможных последствий". К чему это приводит тоже понятно - рост вероятности успешного социального инжиниринга и иных техник внедрения вредоносного кода на компьютер жертвы.
- Подростки беспечны и спокойно раздают напрво и налево свои персональные данные. Это, кстати, в очередной раз ставит вопрос о том, зачем нам такое жесткое законодательство по персональным данным, если сами субъекты ПДн не сильно заботятся о сохранности своей личной жизни?
- Было выделено 7 типов подростков — пользователей интернета: «любознательные», «тусовщики», «бунтари», «игроки», «потребители», «ботаники» и «деловые». Первые четыре типа подростков-пользователей — самые распространенные среди российских школьников. Именно "бунтари" "разводят лохов", "взламывают сайты" и делают иные неблаговидные вещи. Причем зачастую они не видят ничего криминального в своих действиях.