Идентификация "болевых точек" и событий-триггеров для совершенствования ИБ

Идентификация "болевых точек" и событий-триггеров для совершенствования ИБ
В COBIT5 представлена правильная идея по выявлению "болевых точек" и событий-триггеров, которые могут указывать на потребность в совершенствовании руководства (governance) и управления ИБ на предприятии. (Вообще-то в COBIT5 говориться про ИТ, а не про ИБ, но из-за такой замены суть не меняется, идея правильная).

Она хорошо описана в книге COBIT5 Implementation и упоминается в фреймворке COBIT5. 

Далее копипаст текста из COBIT5 с заменой ИТ на ИБ (в большинстве случаев).
Бизнес-обоснование совершенствования руководства и управления ИБ на предприятии можно связать с практическими каждодневными трудностями бизнеса путем использования болевых точек или событий-триггеров, способных запустить инициативы по совершенствованию. Такой подход сможет увеличить число сторонников и создаст ощущение необходимости срочных изменений на предприятии, что поможет запуску внедрения. Кроме того, в областях, которые наиболее прозрачны или важны для предприятия, можно выявить ряд способов быстрого получения успешных результатов (то есть создания дополнительной ценности). Всё это формирует платформу для реализации дальнейших изменений и может способствовать приверженности и поддержке высшими руководителями более «болезненных» изменений.
Типичные болевые точки, которые можно устранить (или способствовать их устранению) совершенствованием практик руководства или управления факторами влияния ИБ, перечислены в публикации COBIT 5 Implementation.
Среди них:
  • Разочарование бизнеса неудавшимися проектами, которые увеличили стоимость ИБ и создали впечатление низкой ценности ИБ для бизнеса.
  • Значительные инциденты, связанные с ИБ-рисками, например, потеря данных или неудачный проект.
  • Сложности в предоставлении услуг третьими сторонами, такие как систематическое нарушение согласованных уровней услуг.
  • Невозможность выполнения требований регулирующих органов и контрактных обязательств.
  • Ограничение инновационного потенциала и гибкости предприятия по вине ИБ.
  • Низкая производительность ИТ и низкое качество ИТ-услуг, выявленные в ходе аудитов.
  • Высокие и одновременно непрозрачные затраты на ИБ.
  • Дублирование и избыточность инициатив и нерациональная трата ресурсов, например, преждевременное прерывание проектов.
  • Недостаточные ИБ-ресурсы, неадекватные навыки персонала или высокая текучка и недовольство ИБ- персонала.
  • ИТ-изменения не соответствуют бизнес-требованиям, выполняются дольше и дороже, чем было запланировано.
  • Члены совета директоров, исполнительные директора и управленцы не хотят заниматься вопросами ИБ, или наблюдается недостаток приверженности и удовлетворенности со стороны бизнес-спонсоров ИБ.
  • Сложная операционная модель управления ИБ.

Кроме болевых точек, существует еще ряд событий, которые могут привлечь внимание к руководству и управлению ИБ на предприятии. Ниже приведены примеры событий-триггеров из третьей главы публикации COBIT 5 Implementation:
  • Слияние, поглощение или ликвидация предприятия.
  • Изменение позиции на рынке, экономической обстановки или конкурентной среды.
  • Изменение бизнес-модели или условий получения ресурсов (сорсинга).
  • Новые требования законодательства или регулирующих органов.
  • Значительное изменение технологий или изменение парадигмы.
  • Корпоративная нацеленность на совершенствование в масштабах предприятия или новый проект по этой тематике.
  • Назначение новых директоров: CEO, CFO, CIO и т.д.
  • Проведение внешнего аудита или независимой оценки.
  • Новые бизнес-стратегия или бизнес-приоритет.

Вот как-то так... Идея проста, а перечень болевых точек и событий-триггеров может быть расширен. Очень рекомендую ориентироваться на них при планировании совершенствования системы ИБ предприятия. А точнее запускать процесс совершенствования при их выявлении.


P.S. Еще рекомендую посмотреть:

Alt text

Ваша приватность умирает красиво, но мы можем спасти её.

Присоединяйтесь к нам!

Andrey Prozorov

Информационная безопасность в России и мире