И еще про PDCA и 27001: о чем не сказал Лукацкий

И еще про PDCA и 27001: о чем не сказал Лукацкий
Недавно Алексей Лукацкий написал заметку " Сказ о том, почему цикл PDCA плохо работает в ИБ", в которой критиковал модель PDCA. У меня к ней появились замечания и комментарии, решил обобщить их тут. Попробую кратко.

Обратите внимание, что я специально сначала написал большой пост про PDCA, чтобы напомнить основные идеи. Если вы его еще не прочитали, то начните с него.

Но вернемся к заметке Алексея, она большая, и если вам ее лениво читать всю, то прокомментирую все ключевые мысли:
  • PDCA не применим, т.к. современная ИБ нелинейна (часто появляются новые угрозы), да и злоумышленники более гибкие, а это не учитывается (не успеваем) в модели. 
  • Мой комментарий: Вот именно из-за изменчивости общей среды и необходимо постоянно совершенствовать свою систему ИБ, на это и рассчитана модель PDCA. Все новое должно учитываться на этапе "Plan", когда производится анализ КОНТЕКСТА. Про это я подробно писал тут. Не каждая новая угроза и уязвимость требует обновления системы ИБ, тем более, что редко это надо делать срочно... Да, и еще, небольшие и быстрые изменения, если уж очень надо, можно вносить на этапе "Act". Так что тут проблемы я не вижу...
  • Современная ИБ не может все время совершенствоваться. Непрерывное совершенствование подразумевает непрерывное изменение, которое само по себе является проблемой.
  • Мой комментарий: Основная идея PDCA - "управление с обратной связью". Если все хорошо, цели ИБ достигаются (они являются измеримыми) и величины контрольных метрик в норме, то надо ли вносить проблемные изменения и усложнять систему? Конечно нет! Тут стоит подумать об упрощении процедур и требований, а такого рода изменения обычно проходят легко... Если делать совсем нечего (в плане совершенствования), то можно подумать про повышение уровня зрелости отдельных процессов, а эта задача на дооооооолгое время, да и изменчивость контекста не позволит скучать без дела...
  • PDCA работал в Японии 50 лет назад, но в современной ИБ много ли вы видели сертификации по 27001 в России? 
  • Мой комментарий: Печально, когда не видим лес за деревьями... Да, СУИБ без PDCA обычно не строят (хотя новая версия 27001 позволяет использовать другие модели непрерывного совершенствования), но PDCA может быть и без СУИБ...  И это нормально, просто процессы управления (в том числе и ИБ) могут быть выстроены с логикой PDCA. Кстати, забавно, что у компаний, получивших сертификации СМК (их в России несколько десятков тысяч) тоже скорее всего есть PDCA ;))) ... 
  • PDCA слишком общая модель, для успешной реализации нужные еще и детальные инструкции и процедуры. 
  • Мой комментарий: Ну, да. Если хотите посмотреть детальные рекомендации для ИБ, то посмотрите хотя бы ISO 27003.
  • Модель PDCA завязанана людей и их поведение. Люди разные и их восприятие и принятие процессов тоже разные, поэтому модель PDCA не работает. 
  • Мой комментарий: Ну, да, на людей стоит ориентироваться, поэтому в стандарте ISO 27001 все больше внимания (от версии к версии) уделяется "заинтересованным сторонам", "лидерству" и "поддержке руководством". Да, с людьми надо работать. Да, порой это не просто. Но вы с ними будете иметь дело, и внедряя идеологию PDCA, и не внедряя ее... Разницы не вижу.
  • "Большая часть усилий должно тратиться на самом первом этапе планирования, но как можно все, что нужно делать в ИБ, вместить в упрощенный донельзя один шаг “Plan”?" 
  • Мой комментарий: А не надо вмещать все-все-все, PDCA - это цикл. Вполне можно планировать и небольшие совершенствования, но почаще :))) Но, а так, да, стадия "Plan" самая сложная и ответственная. Логично, что запланированное необходимо будет внедрять на стадии "Do", и она напрямую завязана на качественное планирование. Но многие упускают из виду, еще и то, что если на стадии "Plan" не определить метрики и измеримые результаты, то у нас будут проблемы и на стадии "Check"...
  • "Меня всегда удивляло, почему Act переводят как “улучшай” и чем Act отличается от Do?"и еще продолжу "Как мне кажется, время прямолинейных решений в ИБ проходит. ...  Всегда ли вы действуете на основании плана? Мне можно возразить, что всегда прежде чем что-то сделать, надо подумать, спланировать и потом уже действовать. В теории да, а на практике? Часто ли вы действуете спонтанно или вне плана? И насколько вас устраивают результаты? Улучшение возможно и без плана, а в современных условиях, когда злоумышленники действуют творчески, так же творчески должны действовать и специалисты по ИБ (в том числе творческий подход очень важен при отсутствии бюджета).". 
  • Мой комментарий: А вот и одно из отличий "Do" от "Act": на втором вполне можно внедрять небольшие и срочные изменения и без планирования... Про это было кратко в прошлой заметке.
  • "Не случайно, видя проблемы с PDCA в области улучшения качества, на свет появились лучше детализированные и проработанные концепции DMAIC (Define - Measure -Analyze - Improve - Control) или “Шесть сигм”. Тот же COBIT в итоге отказался PDCA в сторону семишагового цикла.
  • Мой комментарий: Ну, да, я вот тоже скорее предпочитаю модель из COBIT5. Но не потому, что PDCA не работает, а т.к. в COBIT5 больше примеров и рекомендаций по построению процесса. Одна модель другой не противоречит...



Но по сути Алексей был прав, модель PDCA работает не у всех. Я бы выделил следующие причины:
  • Модель выглядит слишком просто, и в ее суть поэтому вникают редко. Да и материалов по теме не много...

  • Если о PDCA задумываются в контексте СУИБ по 27001, то, как я уже говорил, часто "не видят лес за деревьями", слишком много внимания и сил уделяется внедрению мер, но не выстраиванию процессов.
  • PDCA - это модель управления! Если мы занимаемся лишь операционной деятельностью и "тушением пожаров", то когда мы найдем время на планирование и контроль?
  • До PDCA еще надо дорасти, развить процессы. Самые ощущаемые результаты эта модель начнет приносить при уровнях зрелости выше 3го по CMMI (когда процессы стабильные и уже документированные). 
  • Часто бывает, что специалисты слабо понимают контекст организации, уделяют мало времени его анализу и осмыслению. А это очень важно на этапе "Plan".
  • Единицы думают про фазу "Check" на стадии "Plan". У ИБ редко бывают четко определены показатели результативности и эффективности. И это приводит к проблемам при анализе на фазе "Check" (не понятно, что и как надо измерять).


Вот как-то так. Надеюсь, что заметка оказалась полезной!

Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

Andrey Prozorov

Информационная безопасность в России и мире

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS