Вести с полей. Мнения регуляторов по ПДн

Вести с полей. Мнения регуляторов по ПДн

В четверг 22 ноября 2012 я посетил мероприятие " III международная конференция "Защита ПДн"". Оно меня заинтересовало тем, что проводится по инициативе РКН, и можно было послушать мнения этого и других регуляторов (ФСТЭК России и ФСБ России) по вопросам обработки и обеспечения безопасности персональных данных. А с учетом того, что буквально за несколько дней до мероприятия было утверждено Постановление Правительства №1119и опубликовано информационное сообщение ФСТЭК России, то стало совсем любопытно...

Народу на конференцию собралось довольно много, я бы ориентировался человек на 400-600. И это при том, что для большинства присутствие было платным (~7 000 руб. для "заказчиков" и  ~ 18 000 для "интеграторов").

Конференция началась с приветственных слов руководителя РКН, министра связи и массовых коммуникаций РФ, заместителя секретаря Совета Безопасности РФ, председателя Банка России, первого заместителя начальника Центра ФСБ России. К сожалению, эти люди не смогли присутствовать на конференции, поэтому мы с удовольствием послушали, как их представители монотонно с бумажки читали общие фразы. А с учетом того, что кофе дали только к 12.00 (регистрация была с 9.00, старт докладов с 10.00), все это планомерно погружало слушателей в сон... 

Дальше стало лучше, начались "смысловые выступления" (по крайней мере так они были представлены слушателям). Сначала выступали представители РКН и ФСБ России, далее были доклады зарубежных коллег (ФРГ, Чили, Венгрия), потом секции делились на 2 потока: «Защита персональных данных и право» и «Защита персональных данных и технологии».

Не смотря на то, что по мнению авторов приветственных слов в начале конференции о том, что она "пройдет на высоком содержательном уровне" и "все участники достигнут своих целей", и пожеланий "успешной и плодотворной работы", "результативных дискуссий", этого не произошло. Большинство официальных лиц ограничивались общими словами о выполнении требований по ПДн и планами, а также просто "самовосхищались" своей работой. Конструктивных предложений и примеров не было, на вопросы отвечали крайне неохотно и неконкретно.

Вот 3 ключевых вопроса/темы, которые постоянно поднимались слушателями и спикерами:
  1. Использование сертифицированных криптографических средств:
    • при взаимодействии ИСПДн и удаленного пользователя (например госуслуги)
    • при трансграничной передаче
  2. Создание, утверждение и использование отраслевые стандартов по ПДн
  3. Анализ угроз НДВ
Но мы так и не получи на них ответы. А конструктивные идеи звучали лишь в кулуарах, а не с трибун. Печально...

Вот какие моменты я для себя отметил из выступления представителя РКН:
  • Ключевое направление деятельности РКН - правовое обеспечение деятельности в области ПДн. Рассказали о том, что будут выпущены новые документы и повышены штрафы за ПДн ( об этом я, кстати, уже писал). При этом РКН ориентируется на "неотвратимость наказания"... Бойтесь, операторы ПДн, нарушающие права субъектов ПДн!!! :)))
  • Актуальные вопросы работы РКН (а значит и тренды на ближайший год): ПДн и электронное правительство, трансграничная передача ПДн, ПДн при пассажирских перевозках. Также упоминали ПДн в интернет-магазинах. Операторы, занимающиеся обработкой ПДн в этих "группах риска", готовьтесь, вероятно, к вам придут к первым.
  • Кстати, про то, когда появится "перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных" я ничего не услышал. Только то, что, вроде ФСБшникики говорили, туда НЕ попадут Бразилия и Китай...
  • Очень умильнула логика РКН. Не дословно, но суть такая: если нет заявлений и жалоб от субъектов ПДн, то система защиты ПДн работает хорошо и соответствует требованиям. Коллеги (и в особенности, Руслан Пермяков), поделитесь аудиозаписью выступления, получится отличный ПДн-мем :)))
А эти из выступления представителя ФСБ Росссии:
  • ФСБшники считают новую (из ПП 1119)  процедуру оценки защищенности ИСПДн "простой и прозрачной", а также искренне полагают, что теперь "упростился" выбор мер защиты ИСПДн. Также принципиально подходы к СЗПДн меняться не будут, необходимо лишь внести минимальные правки в документы.
  • Основным положительным (по мнению ФСБ) ментом введения новых уровней защищенности стало то, что для медицинских ПДн ИСПДн не будут однозначно определяться как К1, а уровень защищенности может быть УЗ1, УЗ2 и "даже" УЗ3. 
  • ФСБ России ориентируется на проверку лишь в отношении государственных ИСПДн, использующих криптографические СЗИ. Для проверки остальных ИСПДн ФСБшники практически не привлекаются. Основными нарушениями, которые ФСБшники обнаруживают в ходе проверок являются:
    • ошибки в составлении модели нарушителя;
    • истечение сертификатов для СКЗИ;
    • отличие версии СКЗИ от сертифицированных;
    • высокая текучесть кадров и низкий уровень знания сотрудников организаций.


Таким образом можно сделать следующие выводы:
  • Конференции такого типа проводить необходимо, общение (даже в режиме монолога) с регуляторами дает "пищу для ума".
  • В ближайшее время я бы не рекомендовал ждать ни конкретных требований по ПДн, ни рекомендаций по их выполнению. Выигрышной будет следующая стратегия для операторов ПДн: выполнить простые требования, связанные с обработкой ПДн (определить перечень ПДн, назначить ответственных, разработать политику и пр.), частично выполнить требования по защите ПДн (только те, что выполнить просто, дешево и понятно, а также гарантированно не придется переделывать). 


Материалы конференции (доклады и презентации)  можно скачать тут.
Места и события ПДн
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.
310K
долларов
до 18 лет
Антипов жжет
Ребёнок как убыточный
актив. Считаем честно.
Почему рожают меньше те, кто умеет считать на десять лет вперёд.

Andrey Prozorov

Информационная безопасность в России и мире

FREE
100%
Кибербезопасность · Обучение
УЧИСЬ!
ИЛИ
ВЗЛОМАЮТ
Лучшие ИБ-мероприятия
и вебинары — в одном месте
ПОДПИШИСЬ
T.ME/SECWEBINARS