16 Ноября, 2012

Про книгу \"7 навыков эффективных менеджеров

Andrey Prozorov
На днях еще раз перечитал хорошую книгу "7 навыков эффективных менеджеров. Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала"  Стивена Кови. По сути это краткий пересказ классической книги "7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности" применимо к бизнес-контексту/менеджменту. Классическую книгу я пытался прочесть несколько раз, но "не осилил", слишком много воды...
А книга про менеджеров хороша, по моей личной оценке заслуживает твердую "5". Книга короткая, читается легко, идеи понятны и просты, но действенны. Много хороших примеров и разъяснений. Книга читается за 30-60 минут, аудиовариант длится порядка 1 часа. Крайне рекомендую к прочтению.

Вот эти 7 навыков:
  1. Будьте проактивны. 
  2. Начинайте, представляя конечную цель
  3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала
  4. Думайте в духе "выиграл-выиграл"
  5. Сначала стремитесь понять, а потом быть понятым
  6. Достигайте синергии
  7. "Затачивайте пилу"
Кови предлагает начать изменения со своего образа мышления и характера. Это является необходимым условием принятия и использования 7 навыков/принципов. Первые три навыка автор относит к эффективному управлению самим собой, с четвертого по пятый - эффективное взаимодействие с другими людьми (коллегами, партнерами, подчиненными и пр.). Седьмой навык универсальный.


1. Будьте проактивны

Навык предполагает инициативный подход к делу и принятие личной ответственности за результат.
Следует ориентироваться на "решение", а не на "проблему", не искать отговорок и оправданий. Рекомендуется занимать активную позицию, не ждать когда скажут "что делать". 
Основные качества, которые следует развивать: Находчивость и Инициатива.

2. Начинайте, представляя конечную цель

Начиная работу над какой-либо задачей, следует заранее понимать и представлять конечный результат ( о подобном я уже писал здесь ), создать "видение" и яркий образ желаемого результата. Это поможет правильно спланировать его достижение, понять, какие ресурсы необходимы и, что самое главное, усилить мотивацию.


3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала

Это, пожалуй, самый известный и самый частый совет по тайм-менеджменту, который я когда-либо слышал. Идея вытекает еще из матрицы Эйзенхауэра (выполнение важных и срочных задач / важных и не срочных задач), с которой многие знакомы.

Работая над этим навыком, следует научиться четко расставлять приоритеты задач и придерживаться их. Это потребует личной дисциплины. Помните, что "умение заставить себя делать то, что делать не нравится, является показателем зрелой и эффективной личности".

4. Думайте в духе "выиграл-выиграл"

Тоже достаточно типовой совет. Он заключается в том, чтобы помогать людям достигать их целей, давать людям то, что они хотят. При этом мы это делаем не в ущерб собственным интересам, а ориентируясь на общую победу.

Что интересно, когда вы станете думать и доносить людям идеи по этим принципам, то вы заметите, что управление вашей командой станет проще, а люди смогут самостоятельно организовывать свою работу.  


5. Сначала стремитесь понять, а потом быть понятым

Понимание точки зрения других людей - важный коммуникативный навык. Он помогает в использовании предыдущего принципа, так как вам становится легче понять потребности и ожидания других людей. Слушать собеседника следует с желанием и намерением понять его точку зрения (эмпатическое слушание). Также для этого навыка важно понимание принципов обратной связь, ведь именно она позволяет быстрее учиться и эффективно передавать свои мысли и идеи.


6. Достигайте синергии

Синергия заключается в одновременном использовании всех изложенных принципов, а также понимания того, что системы/команды могут работать эффективнее, чем отдельные члены.

7. "Затачивайте пилу"

Навык предполагает постоянное развитие своих навыков и навыков подчиненных / членов команды, непрерывное обучение и совершенствование. 


P.S. Еще интересной идеей, которую упоминает автор, является мысль о том, что следует периодически задавать себе и подчиненным следующие вопросы:
  1. Оправдываются ли зарплатные ожидания?
  2. Чем нравится заниматься?
  3. Что получается лучше всего?
  4. Что может сделать работу более значимой, какой вклад в общее дело хотелось бы внести?