27 Сентября, 2012

Книга. Первый среди равных

Andrey Prozorov
Произведение "Первый среди равных" (Патрик Маккена и Дэвид Мейстер) произвело на меня глубокое впечатление. Книга содержит много полезных советов и идей про лидерство и управление командой. С ними полезно будет познакомиться как формальным руководителям коллективов, так и людям, ориентированным на повышении личной эффективности. По моему личному рейтингу книга набирает твердую "4".

Авторы в доступной форме постарались донести до читателя максимальное количество полезной информации. Книга разделена на 4 части:
  1. Про то, что такое лидерство и в чем состоит роль руководителя
  2. Про то, что должен делать руководитель, желающий вести членов команды за собой, вдохновлять и направлять их
  3. Про то, из чего состоит управление
  4. Про то, как планировать и реализовывать развитие коллектива, его будущее
В них вы сможете найти:
  • отличительные особенности хорошей/эффективной команды;
  • основные задачи руководителя-лидера;
  • способы вдохновения и мотивации персонала;
  • способы завоевывания и укрепления доверия;
  • особенности работы с новыми сотрудниками и молодыми специалистами;
  • основные элементы наставничества;
  • способы разрешения межличностных конфликтов и кризисов;
  • подходы к оценке персонала;
  • и многое другое. 

Далее несколько идей из книги:
name='more'>
  • Лидером может быть только тот, кто в состоянии обеспечить эффективную работу окружающих его людей.
  • Особенности хорошей команды:
    • Все члены группы знают ее назначение, основные направления деятельности и приоритеты;
    • Сотрудники могут полагаться друг на друга и уверены в полной самоотдаче друг друга;
    • Члены команды делятся друг с другом соображениями по поводу коллективных побед и поражений;
    • Коллеги умеют с искренним интересом слушать чужое мнение;
    • Достижения отдельных членов получают признание и поддержку всего коллектива;
    • Сотрудники дорожат временем друг друга;
    • Члены коллектива считают взятые на себя обязательства святыми и нерушимыми;
    • Коллеги помогают друг другу в профессиональном росте, радуются прогрессу товарищей;
    • В деловых отношениях существует высокая взаимная требовательность и готовность оказать поддержку друг другу;
    •  Сотрудники считают успех компании своим личным успехом;
    • Члены группы делятся друг с другом деловыми контактами, информацией и приемами работы;
    • Каждый вносит вклад в сплоченность команды;
    • Группа обладает необходимыми ресурсами, полномочиями и поддержкой для достижения поставленных целей;
    • Работники ощущают личную принадлежность к команде.
  • Задачи лидера:
    • Излучать энергию и бодрость;
    • Быть источником творческих идей, стимулировать инициативу и творчество других;
    • Прививать людям стремление работать в коллективе;
    • Ставить такие общие цели, которые каждым работником будут восприниматься как его собственные;
    • Помогать членам команды в решении возникающих проблем – облегчать им дорогу к успеху;
    • Помогать своим сотрудникам разобраться в поставленных задачах;
    • Обеспечивать соблюдение незыблемых стандартов поведения: добросовестности, доброжелательности и принципиальности;
    • Быть «совестью» группы – уметь оказывать мягкое давление на тех, кто забывает о самодисциплине;
    • Стимулировать и поощрять стремление к максимальной самоотдаче.
  • Лидер заряжает людей энергией и оптимизмом.
  • Лидер может правильно оценить человека и использовать его сильные стороны на общее благо.
  • Важно не жалеть время на личное общение, при этом находится в поиске общих точек контакта.
  • Смена парадигмы лидерства с "делай как я" на "чем я могу тебе помочь".
  • Важным навыком лидера является дар вдохновлять.
  • Привычка активного слушания заключается в умении анализировать чувства собеседника и соответствующим образом реагировать на них.
  • Способы укрепления взаимоотношений:
    • Быть эхом партнера. Избегать критики, чутко внимать к словам и лишь потом начинать действовать
    • Сначала слушать и пытаться понять;
    • Временами делать то, что не ожидают;
    • Говорить о вещах, значимых для нас обоих;
    • Общаться чаще, быть прямым и открытым;
    • Давать понять, что мне приятно находиться в его обществе;
    • Высказывать одобрение действиям, не используя штампы;
    • Совместно развлекаться;
    • Стремиться разрешать проблемы как можно скорее
  • Наставник действует в случаях, если один из членов группы:
    • Плохо представляет пути и способы профессионального роста;
    • Просит совета, помощи или поддержки;
    • Приступает к выполнению новой задачи;
    • Находится в недоумении и тревоге;
    • Испытывает разочарование;
    • Слишком зависит от собственного настроения;
    • Проявляет желание совершенствовать свои навыки;
    • Не соблюдает в профессиональной деятельности общепринятых стандартов;
    • Негативно относится к порученному делу и заражает своим пессимизмом других.
  • Про доверие. Я доверяю людям, когда они:
    • Ставят меня в известность о том, что может повлиять на мою карьеру, на взаимоотношения с клиентами;
    • Делятся со мной своими взглядами и способны признавать собственные ошибки;
    • Обязательны и верны своему слову;
    • Могут откровенно сказать, что не в состоянии выполнить мою просьбу;
    • Заранее предупреждают о невозможности закончить работу в оговоренный срок – это позволяет мне внести корректировки в свои планы;
    • Просят моего совета, а затем либо следуют ему, либо объясняют, почему поступили иначе;
    • Не зная ответа на вопрос, говорят об этом прямо и не пытаются пустить пыль в глаза;
    • Выражают свое несогласие в уважительной форме и предлагают собственный способ разрешить проблему;
    • Способны честно сказать, чем я огорчил их или обидел.