Книга. Опережающее мышление

Книга. Опережающее мышление
На этой неделе я летал в Баку на конференцию-роадшоу InfoWatch (кстати, мою презентацию по DLP можно посмотреть тут ) и в самолете успел прочитать и выбрать основые идеи из книги " Опережающее мышление. Как увидеть новый тренд раньше других " (Джоэл Баркер). 

Если кратко, то книга про стратегическое мышление, смену парадигм и инновации. Рекомендую к прочтению людям, отвечающим за развитие бизнеса или отдельных направлений, стартаперам, продукт-менеджерам, маркетологам, ну или просто интересующимся... 

Общую оценку ставлю твердую "4". Прочитать один-два раза вполне можно, если тема стратегии в бизнесе вам близка.

Процитирую автора:
"Будущее врывается в нашу жизнь и необратимо изменяет окружающий нас мир. В ответ мы пытаемся приспособиться, но у нас это получается не так быстро. Мы хронически отстаем от изменений, не успеваем их осмыслить, понять их суть, найти рациональный способ действий. Мы вынуждены действовать на ощупь, зачастую наугад. Результатом является хронический стресс ("шок будущего")."
Вот именно про это и будет вся книга. Автор рассказывать, как разглядеть грядущие изменения, возглавить процесс смены парадигмы, с минимальными усилиями и потерями принять новые идеи, новое настоящее и будущее.

Еще в книге много довольно интересных и показательных примеров стратегических решений и ситуаций, которые существенно изменили отдельные отрасли и рынки (например, снижение доли швейцарских механических часов при появлении дешевых кварцевых, появление CD-дисков, использование технологий производства капсулей ручных гранат для существенного снижения стоимости производства автомобилей, стремительное повышение качества японской продукции и многое другое). Чтение получилось очень увлекательным. 

В книге больше цитат и примеров, нежели моделей и четких структур, поэтому вместо майндкарты я сделал подборку идей.

Общие:
  • Велики ли шансы на успех нашего молодого современника, если он попытается копировать опыт и стереотипы людей старшего поколения?! Происходящие в обществе изменения зачастую требуют новых моделей поведения, другого стиля действий. В результате стремительных изменений происходит обесценивание социального опыта - "распадается связь времен".
  • Жизнь в столь быстро меняющемся обществе можно уподобить танцам с гориллой: "Вы не можете остановиться, даже если сильно устали. Вы можете остановиться, только если горилла устанет!"
  • Но управление с точки зрения Будущего эффективно только тогда, когда мы можем спрогнозировать, предсказать последствия наших действий или бездействия. Чем дальше в будущее мы можем заглянуть, тем больше потенциальный выигрыш от использования возможностей, тем меньше риски.
  • Но наши возможности предсказывание очень ограничены. Мы можем рассчитывать получить сколько-нибудь четкую картинку только в зоне ближайшего, уже проявленного будущего. При попытке предсказания более далекой перспективы картина Будущего безнадежно расплывается - ошибка прогнозирования становится недопустимо большой.
  • Попытка решить проблему за счёт более тщательного, полного сбора информации, увеличения числа учитываемых переменных к существенно увеличению глубины прогноза не приводит. Жизнь не желает укладываться в прогнозные горизонты и предлагать качественно новые ситуации. 
  • Пытаясь отложить решения, мы попадаем в ловушку, начинаем платить двойную цену. В первый раз мы платим, когда вкладываем ресурсы в получение дополнительной информации. Второй - когда безнадежно запаздываем с принятием решений.

  • Ключевые факторы для будущего любой организации: совершенство, инновации, предвидение. Эти 3 фактора позволят не только выжить в XXI веке, но добиться процветания.
  • Желая улучшить свою способность предвидеть будущее, не ждите развития тенденций, а наблюдайте за теми, кто нарушает правила, поскольку это первая примета значимых изменений.
  • Как недвусмысленно определить проблемы, которые лежат под сукном при нынешней парадигме? Достаточно задать вопрос: какие проблемы в сфере моей специализации или компетенции хотят решить все мои коллеги, но никто из нас понятия не имеет, как к ним подступиться?
  • Айн Рэнд: "Вся деятельность есть деятельность творческая, если ее производит мыслящий ум, и никакая деятельность не может быть творческой, если ею занимается глупец, в равнодушном оцепенении повторяющий одни и тоже действия, которым его научили другие".
  • Э.Деминг: "Нет такой вещи, как просто факт. Любой факт приобретает смысл, значение, только в определенном контексте".

Про парадигмы:
  • Бурный характер нашей эпохи вызван: (1) несостоятельностью старых парадигм (и попытками сохранить устаревшие правила), и (2) появлением новых парадигм.
  • Парадигма - это наш способ воспринимать мир, она для нас - как вода для рыбы. Парадигма объясняет нам мир и помогает предсказывать его поведение. (А.Смит)
  • Парадигма - это набор норм и правил (письменных и устных), которые выполняют две функции: (1) устанавливают границы; и (2) говорит, как действовать в пределах заданных границ, чтобы добиться успеха.
  • Смена парадигмы - это переход к новой игре и новому своду правил.
    • Принципы смены парадигм:
      1. Даже обеспечивая успешное решение множества проблем, парадигмы всегда выявляют проблемы, которые нельзя решить с их помощью. Эти проблемы стимулируют поиски новой парадигмы.
      2. Созидатели парадигм почти всегда - аутсайдеры, они не разбираются в тонкостях доминирующей парадигмы и не делали в нее никаких инвестиций.
      3. Пионеры парадигмы не имеют достаточных оснований для аргументированных, рациональных выводов. Они принимают решение сменить парадигму, полагаясь на свою интуицию.
    • Цикл смены парадигм:
      • Этап 1. Устоявшаяся парадигма становится менее эффективной.
      • Этап 2. Сообщество, применяющее парадигму, чувствует ситуацию и постепенно утрачивает веру в старые правила.
      • Этап 3. С утратой веры атмосфера становится все более неспокойной и неуправляемой.
      • Этап 4. Создатели или приверженцы новой парадигмы предлагают свои решения (может оказаться, что многие из этих решений известны и десятилетиями дожидались своего часа).
      • Этап 5. Конфликт парадигм становится очевидным и атмосфера накаляется еще больше.
      • Этап 6. Заинтересованное сообщество испытывает острое недовольство и требует определенных решений.
      • Этап 7. Появляются доказательства, что одна из новых парадигм позволяет решить ряд важных проблем, с которыми не справлялась старая парадигма.
      • Этап 8. Ряд представителей заинтересованного сообщества принимают новую парадигму на веру.
      • Этап 9. Парадигма набирает силу и получает финансовую поддержку, число ее сторонников растет.
      • Этап 10. Бурные, неуправляемые процессы идут на убыль, проблемы начинают решаться с помощью новой парадигм, а заинтересованное сообщество обретает новый подход, который позволяет иметь дело с реалиями окружающего мира.
    • 4 типа преобразователей парадигм:
      1. Молодой новичок (не знает, что проблему уже пытались решить, но безуспешно)
      2. Человек постарше, который переключается на новое для него дело
      3. "Белая ворона" (применяет доминирующую парадигму, видит проблемы, положенные под сукно, понимает, что их нельзя решить с помощью нынешней парадигмы и вступает в бой за смену парадигмы)
      4. Слесарь-самоучка (он столкнулся с одной из проблем, положенных под сукно, но не знает, что это проблема особого рода. Он знает одно: эта проблема стоит у него на пути, и пока он ее не решит, покоя у него не будет)

    • !!!Еще раз резюмируем важные моменты, касающиеся парадигм:
      1. Парадигмы сильно влияют на наше восприятие мира.
      2. Поскольку именно использование существующей парадигмы принесло нам успех, мы противимся ее смене.
      3. Обычно новую парадигму создает аутсайдер.
      4. Тот, кто отваживается расстаться со старой парадигмой одним из первых, совершает подвиг веры, поскольку на ранних стадиях функционирования новой парадигмы убедительные доказательства ее эффективности отсутствуют.
      5. Успешно сменив парадигму, мы заново открываем для себя мир и находим нестандартные подходы к решению проблем.
      6. Новая парадигма возвращает всех к нулевой отметке. Те, кто имел преимущества, применяя старую парадигму, при смене парадигмы теряет их полностью или в значительной мере.

    P.S. Еще можете посмотреть обзоры других хороших книг тут:  80na20.blogspot.ru/p/blog-page_2.html
    Alt text

    Ваш провайдер знает о вас больше, чем ваша девушка?

    Присоединяйтесь и узнайте, как это остановить!

    Andrey Prozorov

    Информационная безопасность в России и мире