Security Lab

The Standoff Kids: итоги большого детского трека

The Standoff Kids: итоги большого детского трека

В рамках The Standoff Kids состоялся пресс-брифинг, посвященный вопросам цифровой грамотности детей и подростков.

Большой детский трек The Standoff Kids прошел 19 мая в Центре международной торговли в преддверии юбилейного форума Positive Hack Days . Задачей мероприятия было в игровой манере научить детей и подростков азам информационной безопасности. Юные безопасники поучаствовали в интерактивном квесте, в ходе которого они выполняли задания, связанные с защитой информации, а также учились распознавать атаки, знакомились с шифрованием и правилами кибергигиены.

В рамках The Standoff Kids состоялся пресс-брифинг, посвященный вопросам цифровой грамотности детей и подростков. Невозможно представить современного ребенка без гаджета с доступом в интернет. Плохо это или хорошо? Какими проблемами может обернуться для ребенка и его родителей серфинг в интернете? И как сделать безопасным общение детей с технологиями? По этим и другим вопросам делились своим мнением эксперты, представители образовательных учреждений и бизнеса.

Общее число киберпреступлений постоянно растет[1], как и число атак[2], а значительная доля последних, как показывают наши регулярные исследования , проводятся с помощью социальной инженерии: злоумышленники пользуются низким уровнем осведомленности жертвы о базовых правилах информационной безопасности. Повсеместное проникновение технологий в жизнь детей и подростков, помноженное на незнание элементарных правил кибербезопасности, вызывает резонный вопрос: кто должен учить детей цифровой грамотности, кто несет ответственность за этот процесс?

Отвечая на него, директор образовательных программ и проектов Positive Technologies Мария Сигаева отметила важную роль бизнеса в укреплении цифровой грамотности среди подрастающего поколения: «Дети часто оказываются в ситуации, когда они должны, в отсутствие жизненного опыта, самостоятельно делать выбор: как им поступать, например, общаясь в социальных сетях. Как производители ПО, направленного на защиту информации, мы в Positive Technologies понимаем всю ответственность, которая лежит на современных IT-компаниях. И естественно, что мы уделяем внимание повышению осведомленности детей и других пользователей в вопросах цифровой грамотности и кибербезопасности».

Руководитель направления сервисов киберзащиты CyberART (Innostage) Владимир Дмитриев отметил необходимость обучения основам кибербезопасности с самого раннего возраста: «В современном мире учить детей правилам информационной безопасности нужно так же, как и правилам обычной гигиены, с ранних лет. Широкое использование детьми интернета, потребление и обработка гигантского потока информации влекут за собой множество рисков и угроз, начиная от мошенничества и заканчивая прямой кражей денег или раскрытием критически важных данных. Общая задача государства, семьи, школы, бизнеса — сформировать такую экосистему цифровой грамотности, чтобы подрастающее поколение избежало подобного негативного опыта».

Практически все участники дискуссии подчеркнули общую ответственность семьи, общества и государства за цифровую грамотность детей и подростков.

«Ответственность за безопасное поведение детей в интернете нельзя возложить на какую-то одну институцию, — комментирует руководитель направления по работе с молодежью компании «Ростелеком» Юлия Куклина. – Цифровая грамотность должна быть частью культуры. Ребенок должен слышать о правилах кибергигиены из разных источников: от родителей, в школе, по телевизору, на различных секциях, узнавать об этом из интернета. При этом в школе важно работать и в направлении киберграмотности, и в направлении таланта. Только в системной работе по обоим этим векторам можно сформировать безопасное цифровое будущее с достаточным количеством высококвалифицированных специалистов».

Начальник управления по работе с абитуриентами РТУ МИРЭА Вера Рогова отметила существенные положительные сдвиги IT-просвещения в школах: «Являясь одним из лидеров по подготовке кадров в области IT и кибербезопасности, наш университет принимает более 25 тысяч абитуриентов ежегодно. В последние несколько лет мы видим значительный рост компетенций школьников в области IT, чему во многом способствуют внедрение в школьную программу соответствующих дисциплин, запуск профильных классов, создание детских центров и школ программирования. Кроме того, университет сам активно вкладывается в программы глубокой профориентации школьников на базе созданного нами детского технопарка».

Вера Рогова также отметила, что владение IT-навыками становится базовой компетенцией для любой профессии, поэтому целесообразно как можно раньше включать в школьную программу блоки, направленные на развитие IT-навыков и в частности ИБ, своевременно давать школьникам доступ к определенным знаниям и показывать, как те или иные навыки применяются в жизни: «Мы как университет видим большой потенциал от программ для школьников, созданных совместно с бизнесом. Такой подход используется в рамках детского технопарка РТУ МИРЭА, и мы уже видим первые результаты — мотивированных и осознанных выпускников технопарка».

Руководитель проектного офиса «ИТ-класс в московской школе» (МЦКО) Пётр Зобков, делясь своим взглядом на обучение вопросам ИБ, сделал акцент на использовании городских информационных образовательных систем, таких как Московская электронная школа, включении в образовательный процесс сквозных модулей, посвященных ИБ, а также на демонстрации навыков информационной культуры личным примером педагога. По мнению Зобкова, все эти меры вкупе с участием образовательных учреждений в тематических мероприятиях городского и федерального масштаба помогут сформировать необходимые навыки информационной безопасности и культуры у школьников.

Беседуя о цифровой грамотности, участники отметили, что важно информировать и родителей. Несмотря на то, что сегодня как на федеральном, так и на региональном уровне прилагаются немалые усилия к созданию специализированных образовательных программ, вопрос их популяризации остается открытым.

По мнению выступавших, кибергигиена должна зарождаться в семье, однако важна также и роль школы, которая совместно с родителями должна помогать ребенку не только развивать его таланты, но и вырабатывать навыки безопасного пользования современными технологиями.

Повышение цифровой грамотности — это вопрос социальной ответственности, считает Мария Сигаева. Немалая роль в этом процессе отводится IT-бизнесу и, в частности, ИБ-компаниям, которые должны не только делиться экспертными знаниями с клиентами и партнерами, но и распространять их на более широкую аудиторию, рассказывая, как обычный человек может себя защитить.

В ходе дискуссии журналисты из разных регионов России задали немало острых вопросов, в том числе о контроле за действиями ребенка в интернете: нужно ли их ограничивать, и если нужно, то каким образом? Участники сошлись на том, что в семье необходимо воспитывать доверительные отношения, а запрещающие меры неэффективны. По мнению Юлии Куклиной, родители, конечно, могут ограничить доступ к нежелательному контенту, но также они должны суметь объяснить, почему, к примеру, нельзя совершать те или иные действия на смартфоне, к каким негативным последствиям это может привести.

Говоря о том, что школьник зачастую рассматривает гаджет как средство развлечения и общения, Пётр Зобков подчеркнул, что задача педагога — донести до ученика, что перед ним лежит инструмент для получения информации, которая поможет ему стать успешнее. Развивая эту мысль, Вера Рогова добавила, что для подростков в старших классах важно предлагать образовательный контент, который позволит сформировать образ гаджета как полезного инструмента, а не игрушки. И в этом также состоит общая задача родителей, школы, университетов, бизнеса и государства.

Все участники также согласились, что для стирания так называемого цифрового неравенства необходимо продвигать IT-просвещение в регионы Российской Федерации: улучшать кружковую работу, выкладывать в открытый доступ проверенные специализированные программы и давать возможность пользоваться другими образовательными ресурсами, готовить квалифицированные педагогические кадры.

Под конец большого детского трека организаторы пообщались с участниками киберсоревнований The Standoff Kids, которые учатся в специализированных IT-классах московских школ. Ребята рассказали, что им понравилось в оформлении мероприятия, оценили задания, поделились своими планами на будущее и рассказали, как помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам безопасно пользоваться гаджетами и серфить в интернете.

[1] По данным Генпрокуратуры, за последние пять лет число киберпреступлений выросло более чем в 11 раз.

[2] По данным Positive Technologies , количество уникальных киберинцидентов в 2020 году выросло на 51% по сравнению с 2019 годом. Positive Hack Days – международный форум по практической безопасности, который собирает вместе ведущих безопасников и хакеров со всего мира, представителей госструктур, крупных бизнесменов, молодых ученых и журналистов. Форум проходит в Москве ежегодно начиная с 2011 года. Организатор форума — компания Positive Technologies.

Главные принципы Positive Hack Days — минимум рекламы и максимум полезных знаний в докладах и на семинарах, неформальное общение «пиджаков» и «футболок» за круглым столом, захватывающие конкурсы и энергичная атмосфера исследовательского полигона.

Партнеры и друзья мероприятия — компании Cisco, ICL, журналы «Хакер» и BISjournal, информационно-аналитический центр Anti-Malware.ru и портал SecurityLab.ru.
phdays.ru , facebook.com/PHDays

Ваш провайдер знает о вас больше, чем ваша девушка?

Присоединяйтесь и узнайте, как это остановить!