Security Lab

«Мистер Робот» (1-я серия 3-го сезона): Антиутопия хакера с раздвоенным сознанием

«Мистер Робот» (1-я серия 3-го сезона): Антиутопия хакера с раздвоенным сознанием

В среду, 11 октября, состоялась долгожданная премьера третьего сезона психологического триллера «Мистер Робот» (Mr. Robot), снятого режиссером Сэмом Эсмейлом для телеканала USA Network. SecurityLab решил не оставаться в стороне и воздать должное сериалу, снискавшему немалую славу у хакеров и не только.

В среду, 11 октября, состоялась долгожданная премьера третьего сезона психологического триллера «Мистер Робот» (Mr. Robot), снятого режиссером Сэмом Эсмейлом для телеканала USA Network. SecurityLab решил не оставаться в стороне и воздать должное сериалу, снискавшему немалую славу у хакеров и не только. Тем, кто еще не видел первую серию нового сезона, рекомендуем сначала посмотреть, и только затем читать наш обзор, чтобы не испортить впечатление спойлером.

Вероятно из-за того, что это только начало сезона, и зрителей нужно было заново погружать в мрачную атмосферу киберпанка, создатели сериала уделили больше внимания драматургии и художественному оформлению, чем «хакам», которых валом в прошлых двух сезонах (собственно, в этой серии их всего три). Но надо отдать должное, погружение в атмосферу удалось на все сто.

Перед нами открывается не привычный Нью-Йорк первых двух сезонов, а постапокалиптический мир, пришедший на смену высокотехнологической цивилизации, которая была разрушена по воле одного-единственного хакера. Вслед за главным героем, Эллиотом Алдерсоном, пробирающимся по городу, словно раненый зверь, мы идем по темным, заваленным мусором улицам и смотрим на мир его глазами. Это тот самый «новый» мир, возникший после масштабнейшей кибератаки на крупную корпорацию E Corp, виновниками которой являются Эллиот и его соратники.

Примечательно, что в первой серии третьего сезона создатели сериала используют множество незаметных на первый взгляд подсказок и аллюзий, скрытых в кадрах наподобие стеганографии. К примеру, позади уличного проповедника, больше похожего на бомжа, чем на мыслителя, висит некое подобие занавеса, разрисованного глазами. Это отсылка к фильму «Завороженный», снятого признанным мастером триллера Альфредом Хичкоком в 1945 году. Фильм повествует о молодом человеке, страдающем психическим расстройством и ставшем свидетелем убийства – явная параллель с главным героем «Мистера Робота». Да и сам Эллиот, словно завороженный, наблюдает за последствиями своих действий и приходит к выводу, что такой «новый» мир ему не по нраву.

В результате атаки хакеров в Нью-Йорке прекратилось электроснабжение, но сама E Corp                продолжает работать благодаря мощным электрогенераторам. Мы узнаем, что кибератака на корпорацию является лишь первой ступенью плана, разработанного «злым» альтер-эго Эллиота – Мистером Роботом. Эллиот и Мистер Робот – современные доктор Джекилл и мистер Хайд, которых можно смело назвать black-hat и white-hat (догадайтесь, кто есть кто). Взломав E Corp, хакеры лишили ее всех данных в цифровом виде, однако остались бумажные документы, по которым их можно восстановить. Вторая ступень плана предполагает взрыв гигантского центра восстановления данных, где хранятся бумаги.

Поскольку Мистер Робот – компьютерный гений, он не будет рисковать и закладывать взрывчатку, словно какой-нибудь недалекий террорист. Нет, он поступит умнее. Еще во втором сезоне его подруга Анжела, работавшая в E Corp, установила в корпорации миниатюрную маломощную станцию сотовой связи (фемтосоту) для перехвата телефонных звонков. Однако прослушка оказалась не единственным предназначением фемтосоты. Устройство также выполняло роль бэкдора для доступа к источнику бесперебойного питания в одном из зданий E Corp. С его-то помощью Мистер Робот и намерен вызвать взрыв.

Эллиот решает остановить второй этап операции и закрыть бэкдор. Вот здесь мы как раз подходим к первому «хаку» в этой серии. В обесточенном городе не так-то легко найти интернет (Wi-Fi-антенна, изготовленная героем в прошлом сезоне из банки от чипсов, сиротливо уставилась в темный квадрат окна). Тем не менее, к большой удаче Эллиота и его сестры Дарлин в Нью-Йорке еще осталось одно место с доступом к Сети – соревнование хакеров Defcon CTF, кстати, существующие в реальной жизни. Пока брат с сестрой спускаются в подвал, где проходят соревнования, мы снова видим «стеганографический» знак – надпись «1984». Это явная отсылка к одноименному роману-антиутопии Джорджа Оруэлла о мире будущего. Не в этом ли мире оказалось человечество после катастрофической кибератаки Эллиота?

Для того чтобы получить доступ к компьютеру, герой «примазывается» к одной из команд. Одного взгляда на экран ему достаточно, чтобы увидеть уязвимость и разработать стратегию атаки, базирующейся на ошибке контрольной суммы. Выиграв в два счета, он закрывает бэкдор.

Третий «хак» – уже ставшая традиционной для сериала социальная инженерия. Укрыться от погони можно по-разному. К примеру, можно бросить в преследующий автомобиль гранату или отстреливаться из автомата, но «Мистер Робот» – сериал о хакерах, а не боевик 90-х. Спасаясь от погони, герои вводят номер преследующей их машины в базу данных Национального информационного центра по преступности (National Crime Information Center) и узнают ее VIN-код. Затем один из них звонит в Центр проверки транспорта и, представившись детективом, просит удаленно заглушить двигатель автомобиля, который якобы нарушает ПДД.

Несмотря на все попытки Эллиота помешать Мистеру Роботу, злодей не отступает и разрабатывает другой план атаки на центр восстановления данных E Corp. Он садится за компьютер, открывает поисковую систему для обнаружения подключенных к интернету устройств «Интернета вещей» (IoT) Shodan, вводит название E Corp, а также название продукта Apache Tomcat. Здесь начинается второй этап атаки, о которой мы, очевидно, узнаем из последующих серий.

Где кванты и ИИ становятся искусством?

На перекрестке науки и фантазии — наш канал

Подписаться