Разбираемся в споре Vizio и Линуса Торвальдса.

Окружной суд штата Калифорния вынес предварительное решение по делу, которое организация Software Freedom Conservancy (SFC) ведёт против производителя телевизоров Vizio с 2021 года. Компанию обвиняют в нарушении лицензии GPL: в прошивках её умных телевизоров на платформе SmartCast используются ядро Linux, U-Boot, Bash, gawk, GNU tar, glibc, FFmpeg и другие GPL-компоненты, однако Vizio не предоставляла пользователям исходный код и даже не информировала о том, что в устройствах применяется свободное ПО.
Суд постановил, что Vizio обязана предоставить доступ к исходному коду в форме, позволяющей третьим лицам загружать и изменять его, включая сборочные и установочные скрипты. Однако суд принял и ходатайство Vizio, согласившись с тем, что лицензии GPLv2 и LGPLv2.1 не обязывают производителя предоставлять информацию для установки модифицированной прошивки на устройство — например, ключи для перепрошивки. Иными словами, пользователь сможет изучать и дорабатывать код, но производитель не обязан давать инструменты для замены прошивки на телевизоре.
Организация SFC настаивала на более широком толковании: по её мнению, требование GPL о возможности модификации подразумевает, что производитель должен обеспечить и возможность установки изменённого кода на устройство. Без этого пользователь может исправить ошибки или удалить нежелательную функциональность, но не сможет воспользоваться результатом на своём телевизоре.
Линус Торвальдс прокомментировал решение суда довольно резко, заявив, что обе стороны показали себя с плохой стороны, а единственным компетентным участником разбирательства оказался судья. По мнению Торвальдса, Vizio не права, поскольку использовала Linux без предоставления кода. Но и SFC не права, поскольку пыталась распространить действие GPL на оборудование и добивалась раскрытия информации вроде ключей для перепрошивки — а GPLv2, по убеждению Торвальдса, таких обязательств не накладывает. Он назвал позицию SFC «ложной интерпретацией» лицензии и отметил, что именно поэтому ядро Linux остаётся только под GPLv2 и никогда не перейдёт на GPLv3, которая содержит более жёсткие требования в отношении «тивоизации».
Торвальдс призвал не приплетать ядро Linux к попыткам расширить область действия GPLv2 на то, для чего эта лицензия не предназначена: она требует предоставления исходного кода, но не даёт контроля над доступом к оборудованию, на котором этот код выполняется.
Это дело примечательно ещё и тем, что иск был подан не от имени разработчика-правообладателя, а от лица потребителя. Vizio пыталась доказать, что потребители не имеют права подавать такие иски, и добилась переноса дела в федеральный суд. Однако тот в 2022 году вернул дело в суд штата, признав, что GPL действует одновременно и как лицензия, и как договорное соглашение, а значит, покупатель устройства является участником этого договора и может требовать исполнения своих прав. Слушания по делу назначены на январь 2026 года. Стоит отметить, что в 2024 году Vizio была приобретена Walmart за 2,3 миллиарда долларов.