Деньги против безопасности. Почему Лондон не спешит вносить Китай в «чёрный список»

leer en español

Деньги против безопасности. Почему Лондон не спешит вносить Китай в «чёрный список»

Попытка сохранить партнёрство лишь вызвала гнев профильного комитета.

image

В Лондоне усиливается дискуссия о том, насколько жёстко Великобритании стоит выстраивать политику в отношении Китая, когда вопросы экономики всё чаще пересекаются с рисками для безопасности. Поводом стал новый сигнал со стороны парламентского контроля за спецслужбами.

Комитет по разведке и безопасности парламента Великобритании заявил, что правительство затягивает решение о том, следует ли отнести Китай к приоритетным угрозам в части скрытого влияния на страну. Речь идёт о включении Пекина в «расширенный уровень» британской схемы регистрации иностранного влияния, которая должна защищать экономику и общество от тайной враждебной активности.

Сейчас на этом уровне уже находятся Иран и Россия — для них действует более жёсткий режим ограничений и отчётности. При этом чиновники пока сопротивляются призывам добавить туда Китай, хотя Пекин в Британии обвиняли в действиях, связанных с государственными угрозами, включая промышленный шпионаж, кибератаки и слежку за политиками.

В ежегодном отчёте комитет напомнил, что Служба безопасности MI5 ранее указывала на заметный эффект от таких механизмов именно против активности, связанной с Китаем. Там же отмечается, что враждебные операции акторов, связанных с другими странами, становятся более сложными и разнообразными, а риск поддерживаемых государством убийств, атак и похищений людей, которых считают диссидентами, остаётся повышенным по сравнению с предыдущими годами.

Комитет потребовал, чтобы кабинет министров как можно быстрее определился с позицией по Китаю и подробно объяснил свои аргументы, чтобы соображения безопасности не оказались отодвинуты экономическими интересами. Давление на правительство растёт на фоне подготовки премьер-министра Кира Стармера к поездке в Китай в январе — это будет первый визит британского лидера в страну со времени поездки Терезы Мэй в 2018 году.

Власти, со своей стороны, заявили, что национальная безопасность остаётся главным приоритетом, а курс в отношении Китая строится как долгосрочный и «стратегический», с готовностью сотрудничать там, где это возможно, и жёстко отстаивать интересы там, где это необходимо.