Китайский стелс-дрон наконец-то полетел (и даже сел). Пекин показал новую игрушку для большой войны.

Китайский стелс-дрон наконец-то полетел (и даже сел). Пекин показал новую игрушку для большой войны.

Первый полет подтвердил управляемость, но возможности платформы еще предстоит доказать тестами.

image

Китай впервые поднял в воздух один из самых обсуждаемых своих беспилотников: стелс-дрон CH-7, рассчитанный на высотную разведку и длительное патрулирование. Китайские государственные СМИ сообщают, что первый полет прошел недавно на аэродроме на северо-западе страны. Это означает, что проект наконец перешел от наземной отработки к полноценным летным испытаниям.

CH-7 разработан 11-й академией корпорации China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC). После публичного показа на Airshow China к программе приковано много внимания, но сам первый вылет, как подчеркивают разработчики, был не про демонстрацию «боевых» возможностей. Главной задачей стала проверка базовой аэродинамики и ключевых контуров управления.

По данным Global Times, в ходе испытаний аппарат отработал автономное руление, взлет и посадку, стабилизацию в полете и следование заданной траектории. Разработчики утверждают, что телеметрия хорошо совпала с результатами моделирования и расчетными ожиданиями, что для первого полета считается важным маркером зрелости конструкции.

Одна из причин, почему ранний этап называют сложным, это сама схема беспилотника. CH-7 выполнен как «летающее крыло» без хвостового оперения, с большим удлинением крыла. Такой подход помогает увеличить дальность и снизить заметность, но усложняет обеспечение путевой устойчивости и интеграцию систем. Инженер CASC Ли Цзяньхуа в комментарии Global Times отметил, что именно эти факторы повышают техническую сложность и риски на старте летных тестов.

Дальше программу ждут более расширенные проверки, включая оценку летных характеристик и подтверждение работы бортовой аппаратуры и целевых полезных нагрузок. CH-7 позиционируют как платформу для скрытной разведки и передачи данных в сложной обстановке, с возможностью нести оптико-электронные средства в видимом и инфракрасном диапазонах.

На Airshow China 2024 публике впервые показали полноразмерный планер CH-7. Наблюдатели отмечали воздухозаборник, размещенный на верхней поверхности корпуса, и частично скрытый выхлоп двигателя. В сочетании с гладкими обводами это должно снижать радиолокационную заметность и уменьшать инфракрасный след.

В материалах также описывается целый набор «мелких» решений, которые складываются в общую малозаметность: радиопоглощающие элементы на наиболее отражающих участках, покрытия по поверхности, низкозаметная обработка люков, ниш шасси и внутренних отсеков. Упоминается даже специальная обработка крепежа, чтобы снизить вероятность обнаружения.

Судя по демонстрационным сценариям, CH-7 рассматривают прежде всего как дальнего наблюдателя над морем и сушей. Идея в том, чтобы долго оставаться в районе интереса, обнаруживать цели и передавать данные по каналам связи в пункты управления, в том числе для наведения дальнобойных средств поражения. При этом китайские аналитики отмечают, что из-за своей аэродинамики CH-7 вряд ли подходит на роль «ведомого» для ближнего боя рядом с истребителем. Скорее это аппарат, который работает впереди основной ударной группы и дает ей информацию и целеуказание.

По публично известным признакам CH-7 чаще всего сравнивают с американским Northrop Grumman RQ-180, который относят к классу высотных стелс-разведчиков большой продолжительности полета. В отличие от концепции «Loyal Wingman» и Collaborative Combat Aircraft, где ставка делается на более массовые и тактические дроны рядом с пилотируемыми самолетами, CH-7 выглядит как крупная, дорогая и осторожная платформа для скрытной разведки и поддержки ударов данными на большой дальности.