Илон Маск наложил... искусства: робо-псы с лицом миллиардеров буквально гадят QR-кодами на глазах у элиты

Илон Маск наложил... искусства: робо-псы с лицом миллиардеров буквально гадят QR-кодами на глазах у элиты

Знакомьтесь - самые провокационные экспонаты на калифорнийской выставке Art Basel.

image

На ярмарке Art Basel Miami Beach художник Beeple (Майк Винкельман) представил инсталляцию, которая мгновенно стала одной из самых обсуждаемых. В центре - роботы-собаки с силиконовыми масками известных людей: Илона Маска, Джеффа Безоса, Марка Цукерберга и других. Машины передвигались по ограждённой зоне, делали фотографии окружающего пространства и время от времени... выбрасывали из задней части корпуса небольшие бумажные картинки. Это были специально созданные мини-произведения, которые каждый робот генерировал в определённой художественной манере.

Founders Edition

У робота с лицом Энди Уорхола выходили изображения в стиле поп-арта, у версии Пикассо - кубистические композиции. Некоторые картинки снабжались QR-кодами, ведущими к NFT, которые Beeple создал параллельно с физической частью проекта. Сам художник объяснил, что инсталляция отражает влияние, которое сегодня оказывают техномагнаты, цифровые платформы и алгоритмы на формирование общественного восприятия.

Движения роботов были намеренно неровными и немного странными: они то замирали, то резко меняли направление. Механический, чуть дёрганый ритм выглядел особенно жутко в сочетании с реалистичными человеческими лицами (привет, эффект зловещей долины). Через равные промежутки времени роботы поднимали сенсоры, фотографировали окружающих зрителей, а затем передавали снимки алгоритмам, которые на их основе создавали новые изображения. Именно эти картинки позже и выпадали из задней части робота - как сатирическое напоминание о том, насколько легко и быстро сегодня производится искусство.

Хотя многие посетители были в восторге, реакция арт-сообщества оказалась неоднозначной. Один критик назвал работу признаком культурного упадка - по его словам, зрелищность подменяет глубину, а техническая сложность скрывает довольно прямолинейную идею. Но как раз в этом и заключается задумка Beeple: он сознательно играет на ощущении чрезмерности и превращает цифровое искусство в перформанс, где техника и социальная сатира работают бок о бок.

Особенно эмоционально публика среагировала на момент, когда робот с лицом Марка Цукерберга наконец... кхм, «произвёл» очередную картину. Толпа буквально взорвалась аплодисментами - возможно, потому что эта сцена стала символической разрядкой в год, насыщенный разговорами о росте влияния ИИ и цифровых платформ. Журналисты заметили, что большинство зрителей при этом смотрели на роботов через экраны телефонов, а не напрямую, - что идеально совпадает с идеей Beeple о том, как современные устройства становятся главным посредником между человеком и реальностью.

И правда, в работе тревога и абсурд цифровой эпохи складываются в цельную картину, а технологии работают не как украшение, а как часть высказывания.