Неизвестные транслируют фальшивые координаты пилотам. Что такое спуфинг и кто может за этим стоять?

В Индии зафиксирована волна GPS-спуфинга в районе сразу восьми крупных аэропортов. Об этом официально сообщил министр гражданской авиации страны Рам Мохан Найду Кинджарапу в письменном ответе на депутатский запрос. По его словам, инциденты относятся к «недавним», хотя сообщения о вмешательстве в навигацию поступают минимум с 2023 года. Среди затронутых объектов — крупнейшие авиаузлы страны, включая Дели, Мумбаи, Хайдарабад, Бангалор, Ченнаи, Калькутту, Амритсар и другие.
Наиболее серьёзный случай произошёл в районе международного аэропорта Индиры Ганди в столице. Там была зафиксирована активность, связанная с GPS-спуфингом — подменой сигнала спутниковой навигации. В отличие от глушения, когда радиопомехи блокируют приём слабого сигнала со спутников, спуфинг предполагает трансляцию ложных координат. Это сбивает с толку навигационные системы на борту, которые начинают показывать неправильное местоположение, лишая экипаж возможности полагаться на спутники при построении маршрута.
Для пилотов такие GPS-спуфинг означают отказ от привычной GPS-навигации и переход на резервные способы ориентирования. В ситуации, когда навигация осуществляется вручную, повышается нагрузка на экипаж и растёт риск ошибок, особенно в условиях сложной метеообстановки или перегруженного воздушного пространства. Опасность таких атак заключается не только в потенциальной потере ориентации, но и в риске сближения с другими воздушными судами или захода на посадку по неверной траектории.
Хотя в докладе министра не раскрывается, кто мог стоять за инцидентами, известно, что похожие случаи уже происходили на международном уровне. Так, в августе 2025 года европейский самолёт с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен на борту был вынужден отказаться от GPS из-за помех. Тогда Евросоюз прямо обвинил в инциденте Россию. В случае с Индией официальные лица пока воздерживаются от подобных заявлений, но подчеркнули, что ситуация находится под контролем и жертв или серьёзных последствий зарегистрировано не было.
В попытке отследить источник помех Управление аэропортов Индии (AAI) подключило к расследованию государственную Службу радиомониторинга. Ей поручено локализовать и, при возможности, идентифицировать источник сигнала, вызывающий сбои. По словам министра, параллельно с этим ведомство усиливает защиту инфраструктуры от цифровых угроз.
В ответе парламентариям подчёркивается, что системы гражданской авиации Индии находятся под постоянным наблюдением, а защита IT-инфраструктуры модернизируется по мере появления новых угроз. Среди них министерство называет не только вмешательство в GPS, но и кибератаки. Обновление защитных мер, по утверждению чиновников, происходит на регулярной основе, и в стратегию входят как технологические решения, так и процедуры быстрого реагирования.
Сама по себе активность вблизи стольких стратегических объектов одновременно вызывает опасения далеко за пределами Индии. Авиационная отрасль по всему миру всё чаще сталкивается с атаками, затрагивающими не только IT-системы, но и критически важные каналы навигации. И хотя в этот раз удалось избежать последствий, масштаб подобных инцидентов на фоне геополитической напряжённости уже не воспринимается как нечто исключительное.