Вас найдет камера, опознает ИИ, а штраф придет на Госуслуги.

В России могут запустить систему автоматических штрафов за административные нарушения с использованием распознавания лиц и данных с камер наблюдения по аналогии с "письмами счастья" для водителей. Как пишет газета «Коммерсантъ», Минтранс предлагает применять такой подход к гражданам, которые переходят железнодорожные пути в неположенном месте.
Проект поправок размещен на regulation.gov.ru и касается в том числе ст. 11 закона "О персональных данных". Сейчас закон позволяет обрабатывать биометрические данные без согласия гражданина только в отдельных случаях, включая осуществление правосудия, геномную регистрацию и применение законодательства о противодействии коррупции и терроризму. Минтранс предлагает добавить еще одно основание контроль за соблюдением правил нахождения граждан на инфраструктуре железнодорожного транспорта, в том числе на путях и при их переходе.
Параллельно предлагается изменить закон "О железнодорожном транспорте в РФ". В нем планируется закрепить норму, позволяющую устанавливать в зонах повышенной опасности автоматические камеры фотовидеофиксации нарушений. Конкретные места размещения таких комплексов должен будет определять владелец инфраструктуры и путей. В пояснительной записке министерство указывает на рост числа пострадавших при переходе путей в неположенных местах: в 2024 году погибли 1,1 тыс. человек, за семь месяцев 2025 года 580. Предполагается, что автоматическая фиксация нарушений с последующим вынесением штрафов по модели дорожного движения могла бы снизить эти показатели. Для запуска такой системы необходимы изменения в КоАП РФ, однако сначала требуется скорректировать закон о персональных данных.
Идея штрафовать за переход путей в неположенном месте в автоматическом режиме по ст. 11.1 КоАП РФ (штраф до 500 рублей, в Москве и Санкт-Петербурге до 1,5 тыс. рублей) уже обсуждалась на слушаниях в Совете федерации в октябре 2025 года. Рассматривался сценарий, при котором камера фиксирует гражданина на путях, система распознавания лиц устанавливает его личность, после чего формируется постановление о штрафе. В качестве одной из возможных баз для идентификации предлагалось использовать Единую биометрическую систему, где хранятся данные около 50 млн человек.
Оператор ЕБС Центр биометрических технологий заявил, что автоматическое наложение штрафов на базе этой системы невозможно ни с технической, ни с правовой точки зрения. ЕБС строится на принципах добровольности регистрации и информированного согласия, которые закреплены сразу в нескольких законах. Принуждение к сдаче биометрии и различное обращение с гражданами в зависимости от того, сдали они биометрию или нет, законом запрещены. В такой конструкции использование ЕБС как инструмента для автоматического наказания по результатам работы систем компьютерного зрения выходит за рамки действующей модели регулирования. Гражданин при этом может в любой момент удалить свои данные из ЕБС или отозвать согласие на их обработку.
Минцифры сообщает, что законопроект Минтранса пока в ведомство не поступал. Порядок идентификации граждан по биометрии здесь связывают с федеральным законом №572. Этот закон позволяет использовать ЕБС только при наличии согласия гражданина, а данные системы не предназначены для оперативно-розыскной деятельности. Ведомство обязано передавать биометрические образцы по запросам ФСБ и МВД в ограниченном перечне случаев, но сам 572-ФЗ создавался для других целей и не описывает сценарий массового применения биометрии для обеспечения безопасности и фиксации нарушений.
Юристы указывают, что предложенных Минтрансом изменений недостаточно, чтобы система автоматических штрафов по лицу заработала. Для этого нужны поправки не только в КоАП РФ, но и в базовые нормы, регулирующие ЕБС и биометрическую идентификацию. Сейчас ЕБС закреплена как инструмент дистанционной идентификации для банков и госуслуг, и использование ее в качестве основы для повсеместного автоматического наказания граждан расходится с изначальной логикой создания системы. Дополнительная проблема возникает в отношении тех, чьи биометрические данные в ЕБС или других учетах отсутствуют. В таком случае камеры фиксируют нарушение, но установить конкретного правонарушителя государство не может. Возникает ситуация, при которой последствия для гражданина зависят не только от самого факта нарушения, но и от наличия его биометрического профиля, что ставит под вопрос правовую определенность такого механизма.
На октябрьских слушаниях в Совете федерации против идеи автоматических штрафов по лицу выступали представители силовых ведомств. По их оценке, граждане и сейчас неохотно сдают биометрию, а перспектива автоматических штрафов на основе распознавания лиц может привести к массовому отказу от регистрации в ЕБС и оттоку уже внесенных данных.
Технологические ограничения также остаются существенными. Уличные камеры обычно устанавливаются на мачтах освещения, работают под углом к человеку и в условиях меняющегося освещения, включая сумерки. В таких условиях точность распознавания лиц существенно ниже, чем в контролируемых сценариях, где человек смотрит прямо в камеру при стабильном освещении. На результат влияют одежда, свет, загрязнение оптики, расстояние до объекта и другие факторы. При вынесении штрафов важно минимизировать число ложноположительных срабатываний, однако в реальной обстановке этого добиться сложно.
По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, при розыске подозреваемых с помощью столичных систем видеоаналитики шесть из семи срабатываний автоматики оказываются ложными, и на финальном этапе результаты все равно проверяет оператор. На этом фоне перспектива полностью автоматизированной схемы, при которой постановление о штрафе выносится без участия человека, остается неопределенной.