Миссия Blue Moon Pathfinder должна привести беспилотный аппарат к кратеру Шеклтон на южном полюсе Луны

Blue Origin красиво завершает год. Частная космическая компания Джеффа Безоса сначала отправила в полет свою первую полностью операционную орбитальную ракету New Glenn, а теперь показала свой лунный посадочный аппарат Mark 1 (MK1). Это первый лендер компании, который должен реально слетать к поверхности Луны, а не остаться в чертежах и презентациях.
Джефф Безос опубликовал первый снимок MK1 в соцсети X. По текущим планам аппарат отправится к Луне в начале 2026 года и совершит посадку в районе кратера Шеклтон на южном полюсе. Миссия будет беспилотной, но крайне важной: от ее результата зависит, насколько серьезно NASA и другие заказчики будут воспринимать Blue Origin как поставщика лунных посадочных систем.
История придает происходящему дополнительную интригу. Еще в 2021 году Blue Origin подала в суд на NASA, обвинив агентство в том, что оно несправедливо отдало SpaceX контракт на лунный корабль стоимостью 2,9 млрд долларов. Суд иск компании отклонил. Тогда казалось, что Starship закрепил за собой будущее программы Artemis. Но теперь ситуация постепенно меняется. Программа Starship задерживается, ее доработанный лунный вариант буксует, а график миссий NASA смещается. На этом фоне реальные успехи Blue Origin с MK1 становятся козырем компании в переговорах.
Если Blue Origin удастся посадить MK1 в районе кратера Шеклтон в обозначенные сроки, это формально будет означать, что она первой из двух конкурирующих компаний совершила успешную лунную посадку. Для SpaceX это не критично само по себе, но для NASA такой результат станет сильным аргументом рассматривать альтернативы нынешнему лунному модулю на базе Starship. По данным издания Gizmodo, агентство уже изучает возможную замену кораблю SpaceX в рамках программы Human Landing System. В таком сценарии Blue Origin получает очень реальный шанс вернуть себе роль лунного «такси» для миссии Artemis 3.
Artemis 3 сейчас запланирована на 2028 год и должна стать первой миссией с высадкой астронавтов на Луну после Apollo 17 в 1972 году. Но программа сталкивается с постоянными переносами, а на горизонте появляется еще один фактор давления: растущие лунные амбиции Китая. Задержки Starship связаны в том числе со сложностью дозаправки корабля на орбите. Если NASA решит диверсифицировать риски и привлечь другого подрядчика, шанс Blue Origin заметно возрастет.
При этом успех MK1 отнюдь не гарантирован. Последние годы показывают, что посадка на Луну остается крайне сложной задачей. Американская компания Intuitive Machines недавно смогла посадить свой модуль Odysseus, но тот лег на бок. Российская «Луна-25» в 2023 году разбилась из-за проблемы в системе тяги. Любая ошибка в навигации, программном обеспечении или двигателях может обернуться потерей аппарата.
С точки зрения габаритов MK1 интересен тем, что стоит на границе между историей и будущим. По словам Безоса, аппарат выше 8 метров, то есть выше легендарного лунного модуля Apollo, но ниже более крупного MK2, который рассматривается как вариант для пилотируемых посадок. Увеличение размеров связано с тем, что астронавтам Artemis придется проводить на поверхности Луны около недели, им нужен больший обитаемый объем. Для сравнения, экипаж Apollo 17 провел на Луне около 72 часов. Однако высота аппарата повышает риск опрокидывания при посадке, особенно на неровном полярном рельефе.
Ближайшая миссия Blue Origin получила название Blue Moon Pathfinder. В ее рамках компания собирается проверить в реальных условиях все ключевые системы MK1: двигательные установки, бортовую электронику и новый двигатель BE-7. На борту полетит и научная нагрузка NASA, в том числе комплекс SCALPSS (Stereo Cameras for Lunar Plume Surface Studies), который должен собрать детальные данные о взаимодействии посадочной струи двигателя с лунным грунтом. Это важно не только для безопасности будущих посадок, но и для планирования инфраструктуры на поверхности.
MK1 будет запускаться с помощью ракеты New Glenn и способен доставить на поверхность Луны до 3 тонн полезной нагрузки. Безос также сообщил, что в ближайшее время начнутся комплексные интеграционные испытания аппарата. Их результат определит, удастся ли Blue Origin удержать заявленный график и отправить миссию Blue Moon Pathfinder в первом квартале 2026 года. Если план сработает, борьба за право вернуть людей на Луну станет для SpaceX и Blue Origin гораздо более равной.