«Помутнение» магистралей и триллионные расходы. Российский интернет рискует «встать» к 2030 году

«Помутнение» магистралей и триллионные расходы. Российский интернет рискует «встать» к 2030 году

70% линий связи в России устарели — кто за это заплатит?

image

В 2025 году значительная часть магистральной волоконно-оптической инфраструктуры России на направлении запад - восток вплотную подходит к окончанию гарантийного срока. По оценке J’son & Partners Consulting, ресурс будет исчерпан у 50–70 % доступных линий. Об этом на Пиринговом форуме - 2025 со ссылкой на данные аналитической компании J’son & Partners Consulting заявил директор по продажам инфраструктурной телекомкомпании «Атлас» Павел Колочкин, пишут «Ведомости».

Магистральная волоконно-оптическая линия связи представляет собой кабель, внутри которого проложены десятки и даже сотни оптических волокон. Такие трассы обеспечивают связь на больших расстояниях - от международных сегментов до междугородних и городских участков. По данным, озвученным на форуме, загрузка магистральных сетей на участке от Москвы до Улан-Удэ уже приблизилась к 60–70 %. Уровень около 70 % считается верхней границей комфортной эксплуатации, поскольку часть емкости должна оставаться в резерве на случай обрывов или аварий на параллельных маршрутах. Для передачи трафика по этим линиям применяются системы спектрального уплотнения DWDM.

По оценке J’son & Partners Consulting, в период с 2020 по 2030 годы в России необходимо заменить свыше 400 000 км волоконно-оптического кабеля, который отработал более 20 лет. На конец 2020 года суммарная протяженность магистральных ВОЛС крупных операторов составляла около 700 000 км. Модернизация затронет не только сети связи общего пользования, но и ведомственные магистрали железнодорожной инфраструктуры, энергетики и нефтегазового комплекса, отмечает издание.

Основной строительный рывок магистральных волоконно-оптических линий пришелся на конец 1990-х - начало 2000-х годов. Тогда были запущены ключевые транзитные маршруты запад - восток протяженностью порядка десятков тысяч километров и построены протяженные линии через всю страну. В 2007–2009 годах крупные федеральные операторы начали активно разворачивать региональные магистрали на фоне стремительного роста услуг широкополосного доступа в интернет. Сейчас стандартный срок службы кабеля в 20–25 лет для этих трасс как раз подходит к завершению.

После выхода за нормативный срок эксплуатации стекловолокно начинает деградировать: растет мутность материала, усиливается затухание сигнала, фактическая пропускная способность систем снижается. Эксперты, на которых ссылаются «Ведомости», указывают, что старые линии уже не всегда совместимы с современными системами передачи и высокоскоростными DWDM-платформами. При этом окончание гарантийного периода не означает мгновенного выхода магистралей из строя, но приводит к учащению локальных повреждений и росту затрат на поддержание работоспособности сети.

Строительство новых магистральных ВОЛС остается дорогостоящим проектом. В среднем, по оценкам участников рынка, один километр такой линии обходится примерно в 1 млн рублей. На сложных участках, например при переходах через крупные реки или другие естественные преграды, стоимость может увеличиваться в несколько раз. В итоге полная замена кабелей, у которых в ближайшие годы истекает срок гарантийной эксплуатации, оценивается в сотни миллиардов рублей.

Как напоминает издание, в России сейчас работает один производитель оптического волокна, а сам кабель из этого волокна выпускают более десятка компаний. При этом отечественная продукция по цене и условиям поставок уступает иностранным конкурентам. Американское оптоволокно, которое ранее активно импортировалось в страну, на российском рынке фактически заменили поставщики из Китая. По данным «Ведомостей», доля российского производителя сократилась примерно с 30 % в 2021 году до 25 % к концу 2024-го, тогда как доля китайских компаний за тот же период выросла примерно с 6 до 75 %. Аналитики связывают это с демпинговыми ценами и государственной поддержкой производителей в КНР.

Еще один фактор, усложняющий перспективы масштабной замены магистралей, - общее снижение потребления оптоволокна на внутреннем рынке. С 2022 года спрос ежегодно сокращается, и в 2024 году, по оценкам, упал примерно на 20 %, до 4,5 млн км. Загрузка кабельных заводов при этом держится на уровне лишь 30–40 % их проектной мощности.

Как сообщили «Ведомостям» представители крупных операторов связи, компании регулярно проводят диагностику и мониторинг магистрального кабеля, а при необходимости выполняют точечную замену участков без влияния на абонентов. Операторы утверждают, что продолжают инвестировать в модернизацию и расширение инфраструктуры: переходят на более высокие канальные скорости, задействуют резервные волокна на существующих трассах и строят дополнительные маршруты. Часть зарубежного трафика перераспределяется между восточным и западным направлениями, активно развиваются собственные дата-центры в регионах, чтобы обрабатывать данные ближе к пользователям и разгружать перегруженные сегменты магистральных DWDM-сетей.

Отдельное внимание, по данным газеты, уделяется модернизации активного оборудования. Переход с DWDM-систем с пропускной способностью порядка 8 Тбит/с на более современные решения с 16 Тбит/с и выше позволяет кратно увеличить емкость уже проложенных магистралей без немедленной прокладки новых волокон. Для рядовых пользователей такая модернизация останется практически незаметной, однако именно она должна создать запас по пропускной способности, повысить устойчивость связности и снизить риск появления "узких мест" в магистральных сетях связи страны.