«Слишком безопасно, чтобы открыть». Криптографы зашифровали результаты выборов так, что сами не смогли их прочитать

«Слишком безопасно, чтобы открыть». Криптографы зашифровали результаты выборов так, что сами не смогли их прочитать

Потерянный ключ сделал результаты голосования математически недостижимыми - и ассоциации остается только начинать все с нуля.

image

У международной ассоциации криптографов случился крайне неловкий эпизод с собственными выборами. Голосование проходило в полностью электронном формате, бюллетени шифровались, а итоговый протокол можно было расшифровать только при помощи трех ключей, разделенных между специально назначенными доверенными лицами. Настолько безопасно, что в итоге результаты оказалось невозможно узнать.

Ассоциация международных исследований в области криптологии (International Association of Cryptologic Research, IACR) проводила очередные выборы трех директоров и четырех должностных лиц. Однако один из доверенных лиц потерял свой криптографический ключ, и система отказалась раскрывать итоговый результат. В результате организация не смогла завершить процедуру и была вынуждена аннулировать голосование и объявить новые выборы.

«К сожаленью, мы столкнулись с фатальной технической проблемой, которая не позволяет нам завершить выборы и получить доступ к окончательному протоколу», говорится в обращении IACR, опубликованном в пятницу. «Мы глубоко сожалеем об этом сбое и о том, какие неудобства он принес».

Чтобы избежать подобного в будущем, ассоциация решила смягчить требования к расшифровке. Вместо жесткого правила, при котором требуются все три ключа, будет использоваться порог «2 из 3». Кроме того, для доверенных лиц подготовят четкие письменные инструкции по работе с ключами и процедурами расшифровки.

Штаб-квартира IACR находится в городе Белвью, штат Вашингтон. Ассоциация объединяет тысячи участников по всему миру, в том числе обычных, студенческих и почетных членов, и публикует одни из наиболее значимых научных работ в области криптографии. Голосование по руководящим позициям, включая пост президента, проходило с 17 октября по 16 ноября. Как и в прошлые годы, использовалась система электронного голосования Helios, которая считается проверяемой и устойчивой к сговору и вмешательству. Каждое голосование шифруется, а избиратели могут убедиться, что их бюллетень учтен, с помощью специальных механизмов проверки.

После завершения голосования двое из трех доверенных лиц предоставили свои секретные ключи для расшифровки итогов. Третий ключ, принадлежащий криптографу и исследователю Google Моти Юнгу, получен не был, следует из публичной страницы выборов. В своем заявлении ассоциация назвала произошедшее «честной, но печальной человеческой ошибкой», которая проявилась из-за «строгих криптографических требований самой системы». Потерянный ключ, подчеркнули в IACR, восстановить нельзя, а значит, недоступны и результаты голосования.

Моти Юнг, как сообщает организация, подал в отставку с позиции доверенного лица на этих выборах. Связана ли эта отставка напрямую с инцидентом, в заявлении не уточняется. Ни сам Юнг, ни представители ассоциации оперативно ситуацию публично не прокомментировали. Новый раунд голосования назначен на период с 21 ноября по 20 декабря.

Создатель системы Helios, инженер-программист Бен Адида, пояснил, что расшифровочные ключи передаются доверенным лицам в виде файлов, которые нужно скачать и сохранить на компьютере. В данном случае, по его словам, отсутствующий файл, скорее всего, был «потерян или случайно удален».

Известный криптограф и профессор Массачусетского технологического института Рональд Ривест отметил, что рад видеть, как ассоциация пытается извлечь уроки из произошедшего. «Жаль, что так вышло. Проводить выборы заново очень дорого и затратно. Главный вывод в том, что подобные ошибки недопустимы в реальных системах голосования», сказал он.

По словам Бена Адида, случаи таких сбоев в работе Helios для IACR крайне редки, но эта история наглядно показала, что в сверхзащищенных системах есть своя цена. «Оказывается, управление секретными ключами и их хранение самое сложное место всей конструкции, даже когда речь идет о лучших криптографах мира», подытожил он.