DARPA превратила Black Hawk в гигантский дрон — солдат без лётного опыта управляет 10-тонным вертолётом с экрана планшета

DARPA превратила Black Hawk в гигантский дрон — солдат без лётного опыта управляет 10-тонным вертолётом с экрана планшета

Он пролетел 129 км и даже сбросил десант. Пилоты больше не нужны?

image

В армии США провели испытание, которое ещё недавно казалось фантастикой: сержант Национальной гвардии без лётной подготовки за один час освоил управление военным вертолётом Black Hawk — через планшет. Машина с системой MATRIX выполнила серию заданий полностью в автоматическом режиме.

Тест прошёл в августе на полигоне Camp Grayling в штате Мичиган. Вертолёт создан компанией Sikorsky, входящей в состав Lockheed Martin, по программе Aircrew Labor In-cockpit Automation System (ALIAS), финансируемой DARPA. Агентство одобрило проект осенью 2024 года и выделило шесть миллионов долларов на разработку опционально пилотируемого Black Hawk (OPV) — вертолёта, способного действовать как самостоятельно, так и под управлением человека.

Военный оператор с планшетом спланировал маршрут, активировал систему и отправил вертолёт на миссию протяжённостью 70 морских миль (около 129 километров). Аппарат выполнил доставку груза, а затем, по команде с катера Береговой охраны, вернулся к озеру Гурон и сделал два точных парашютных сброса. Это первый случай, когда управление Black Hawk осуществлялось напрямую бойцом без участия пилотов и инженеров.

Дополнительно система прошла ещё два сценария. В одном полёте вертолёт транспортировал на подвеске ёмкость с водой («water buffalo tank»). В другом — провёл шесть зависаний для захвата пусковых контейнеров установки HIMARS и отработал эвакуацию условно раненого, передав «пострадавшего» из автоматического аппарата в управляемый вручную вертолёт «хвост к хвосту».

На борту находились пилоты и военнослужащие, готовые взять управление при необходимости, однако, как сообщили в Lockheed Martin, вмешательство не понадобилось — система успешно выполнила весь цикл полётов.

По словам вице-президента Sikorsky Рича Бентона, испытания показали, что технология готова к практическому применению. Опционально пилотируемые Black Hawk смогут разгрузить экипажи, выполняя рутинные задачи или вылеты в опасных районах, где автономный режим позволит снизить риск для людей. В таких миссиях вертолёт работает как крупный беспилотник, способный доставлять грузы и эвакуировать пострадавших.

Представитель Lockheed Martin Сара Зирполо уточнила, что цель программы — не заменить пилотов, а расширить их возможности. Машина сохраняет ручное управление, но может выполнять полёт под контролем любого военнослужащего, знакомого с планшетным интерфейсом. На освоение системы, по данным компании, уходит менее часа.

В DARPA пока не раскрывают, появятся ли новые образцы, однако тесты в Мичигане подтвердили: технология работает надёжно. Управление тяжёлым Black Hawk теперь требует не кабины и штурвала, а только планшета, подключения к системе и уверенности, что искусственный интеллект доведёт миссию до конца.