Раду Жуде снял «Дракулу» с помощью ИИ — и устроил цифровую оргию искусства

leer en español

Раду Жуде снял «Дракулу» с помощью ИИ — и устроил цифровую оргию искусства

Кино, которое не должно было существовать.

image

Румынский режиссёр Раду Жуде, известный своим острым и сатирическим стилем, представил новую версию классической легенды о Дракуле — созданную при помощи генеративного искусственного интеллекта. Фильм уже вызвал ожесточённые споры, превратив культовую историю в хаотичный эксперимент, где границы между искусством, технологией и провокацией намеренно стираются.

Как пишет Inverse, в центре сюжета — вымышленный режиссёр Адонис Танта, которому поручают снять новую версию Дракулы с использованием ИИ. Оснащённый iPad’ом, герой начинает создавать сцены с помощью генеративных моделей, получая визуальный поток сексуализированных и абсурдных образов. По словам Inverse, открывающий эпизод фильма буквально «атакует чувства» зрителя — перед глазами разворачивается серия сгенерированных ИИ сцен с вампиром, захлёбывающимся в собственной страсти.

Жуде описывает свой Dracula как «осознанное, но одновременно неосознанное» кино. Визуально фильм соединяет дешёвые костюмы, грубую постановку и странные цифровые текстуры, создавая ощущение тревожного сна. Мотив гиперсексуальности, по мнению критиков, не случаен — это аллюзия на викторианскую эпоху, где эротизм скрывался под покровом страха и стыда.

Проект родился из неудачного эксперимента режиссёра с ChatGPT. Жуде пытался с помощью ИИ создать сценарий «вампирского порнофильма, действие которого происходит в Освенциме», но система отказалась генерировать подобный контент. Этот отказ стал толчком к созданию нового фильма — теперь уже о самом процессе взаимодействия человека и машины.

«Я притворился машиной», — рассказал Жуде в интервью WIRED. В фильме его альтер эго, режиссёр Танта, сочиняет кино только через текстовые подсказки, а сам процесс становится частью художественного замысла.

Жуде подчеркивает, что его Dracula — не просто сатира, а исследование того, как искусственный интеллект искажает человеческие представления о творчестве. «Для меня это просто новый инструмент. Его можно использовать — или не использовать», — объяснил он WIRED.

Премьера фильма совпала с пиком дискуссий о роли ИИ в кино. После выхода OpenAI Sora Голливуд спорит о том, где проходит грань между автоматизацией и искусством. Актёры и сценаристы выражают опасения по поводу несанкционированного использования своих образов и голосов, а компании разрабатывают правила для предотвращения дипфейков и плагиата.

Несмотря на скандальность, Dracula Жуде не воспринимается как «конец кино». Скорее наоборот — он демонстрирует, что технологии сделали создание фильмов доступным каждому. Сегодня не нужно быть частью студийной системы, чтобы воплотить идею на экране.

ИИ в этом контексте разрушает прежнюю элитарность кино и открывает новую эру — где искусство и алгоритм, провокация и ирония, человек и машина сосуществуют на равных.