ATLA раскрыла детали и опубликовала фотографии первых огневых тестов.
Япония впервые успешно испытала корабельный рельсотрон по реальной морской цели. Об этом сообщил исследовательский департамент Минобороны ATLA, уточнив, что огневые тесты проходили с июня по начало июля на борту опытового корабля JS Asuka при поддержке Морских сил самообороны. Агентство опубликовало в X фотографии стрельб.
Электромагнитная пушка использует энергию для разгона снаряда до скоростей, существенно превосходящих обычную артиллерию, что повышает пробивное действие и увеличивает дальность. Первый пуск рельсотрона с корабля Япония выполнила в 2023 году; нынешние испытания стали шагом к реальному развертыванию системы. По данным ATLA, для снижения износа ствола применены новая схема разряда, новые материалы и уменьшенный калибр 40 мм при сохранении начальной скорости около М=6,5 — примерно 8 026 км/ч. После 120 последовательных выстрелов падения дульной скорости не зафиксировано. При этом заявленные скорострельность и максимальная дальность не раскрываются.
Интерес к рельсотронам проявляют и другие страны. Китай, по сообщениям, добился прогресса, включая устойчивую стрельбу, но о принятии на вооружение не сообщалось. ВМС США прекратили программу в 2021 году из-за технических сложностей и недостаточной эффективности для ударов с безопасной дистанции.
Сейчас ATLA сосредоточена на доводке систем управления огнём, повышении устойчивости полёта снаряда и обеспечении непрерывной стрельбы. По данным Naval News, помимо бронебойных боеприпасов ведутся работы над воздушным подрывом — детонацией снаряда в полёте для противовоздушной обороны. Токийское Минобороны рассматривает два ключевых применения: перехват гиперзвуковых и сверхзвуковых крылатых ракет, которые идут на малой высоте и трудно поражаются классическими ракетами с взрывателями, а также формирование высокопробивной противокорабельной возможности с высокой скорострельностью. Эксперт Хадсоновского института Масаси Мурано отмечает, что кинетические снаряды рельсотрона значительно дешевле зенитных ракет, стоимость пуска которых может исчисляться миллиардами иен, однако эффективность системы будет зависеть от реальных темпов огня и дальности.
Параллельно Япония изучает наземные варианты — для контрбатарейной борьбы и береговой обороны. По мнению Мурано, наибольший эффект рельсотрон даст в составе эшелонированной ПРО/ПВО совместно с существующими перехватчиками и перспективными системами направленной энергии, а объёмы дальнейших инвестиций будут определяться балансом стоимости и роли по сравнению с альтернативами.