Эмодзи в чате дошёл до суда.
В Красноярске Советский районный суд отменил постановление мирового судьи, который ранее назначил штраф в размере 5000 рублей за оскорбления и использование смайлика-клоуна в чате. Об этом сообщает «Российская газета».
Поводом для дела стала жалоба женщины на сообщения в дачном чате. По её словам, собеседница назвала её «хабалкой» и отреагировала на фотографию изображением клоуна. Потерпевшая утверждала, что такие действия унизили её честь и достоинство.
Прокурор, поддержав позицию заявительницы, возбудил дело по ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ. В постановлении говорилось, что участница чата употребила «грубое слово в неприличной форме» и дополнила его эмодзи, что усиливало негативный эффект.
Мировой судья согласился с доводами обвинения, признал женщину виновной и назначил штраф.
Однако районный суд пришёл к противоположному выводу. В решении отмечено, что по смыслу закона «отрицательная оценка личности должна быть выражена исключительно в неприличной, то есть в открыто циничной, противоречащей общечеловеческим требованиям морали и принятой манере общения между людьми форме».
При этом подчеркнуто: «Если наличие унижения чести и достоинства, его степень и глубину оценивается потерпевшим, то неприличность формы высказывания оценивается судом исходя из критериев поведения в обществе, правил приличия. Одно лишь восприятие данных высказываний оскорблением самим потерпевшим недостаточно для наличия состава административного правонарушения».
Суд также указал, что слово «хабалка» имеет словарное значение и «является литературно приемлемым». В материалах дела отсутствуют доказательства, что это выражение неприлично. Аналогично и со смайликом — «не представлено заключений специалиста-лингвиста либо эксперта, свидетельствующих об оскорблении потерпевшего».
Районный суд сослался и на позицию Красноярского краевого суда (№ 33-162/2024), где судебная экспертиза установила, что «слово „хабалка“ признаки неприличной формы выражения не содержит».
В итоге суд сделал вывод: «материалы дела не содержат доказательств наличия неприличной формы высказывания и не свидетельствуют об оскорблении». Постановление мирового судьи было отменено, а производство по делу прекращено «в связи с недоказанностью обстоятельств».