Пинг-понг как унижение для спортсмена — человек против робота, счёт 0:106

Пинг-понг как унижение для спортсмена — человек против робота, счёт 0:106

У тебя есть руки и глаза. А он просто алгоритм, и всё равно лучше играет.

image

Калифорнийский университет в Беркли показал новый экспериментальный проект в области робототехники — человекоподобного игрока в настольный теннис под названием HITTER . На опубликованных кадрах робот ведёт полноценный розыгрыш с человеком, возвращая мяч более сотни раз подряд и демонстрируя при этом удивительно естественную координацию движений. Машина держит равновесие вытянутой левой рукой, а правой управляет ракеткой, отрабатывая удары с точностью, сравнимой с подготовленным спортсменом.

Основой HITTER стала двухуровневая архитектура управления, имитирующая принципы работы человеческого организма. На верхнем уровне работает планировщик, выполняющий роль мозга. Он получает данные с внешних камер, которые фиксируют траекторию мяча в реальном времени, предсказывает точку его падения и рассчитывает момент, скорость и положение для ответного удара. Следом включается низкоуровневый модуль, играющий роль тела. Он переводит инструкции планировщика в согласованные движения рук и ног, обеспечивая плавность шагов и замахов.

Ключ к правдоподобной моторике — обучение на данных о движениях людей. Благодаря этому робот не только двигается вбок и разворачивается корпусом, но и размахивает ракеткой так, как это делает игрок на тренировке. Система реагирует на удары со скоростью до пяти метров в секунду менее чем за секунду, а вся моторика выглядит интуитивной и естественной.

Для достижения такого результата исследователи объединили два подхода: моделирование и обучение с подкреплением . Первая часть отвечает за прогноз траекторий и принятие решений, а вторая позволяет донастраивать движения через многократные попытки и ошибки. Такой симбиоз обеспечил не только стабильный возврат мячей, но и характерные элементы человеческой техники — работу ног, развороты корпуса и синхронизацию замаха.

Испытания проходили на базе универсальной гуманоидной платформы, предположительно Unitree G1, в условиях живых матчей. В серии экспериментов робот выдержал розыгрыш из 106 ударов подряд с человеком — результат, который способен поставить в тупик многих любителей настольного тенниса. Более того, систему проверили и в поединке с другим гуманоидным роботом, где HITTER также показал стабильный уровень игры.

Авторы проекта подчёркивают, что HITTER справляется не только с идеальными тренировочными подачами, но и с непредсказуемыми мячами в реальном темпе игры. Это подтверждает, что комбинация иерархического планирования, обучения с подкреплением и использования данных о человеческой моторике позволяет создать систему, способную работать в динамичной и хаотичной среде.

По сути, HITTER служит моделью того, как можно строить машины, которые не только мощные и выносливые, но и пластичные, способные адаптироваться и действовать с точностью и быстротой, ранее считавшимися исключительной прерогативой человека.