Переведи 14 тысяч в Русфонд — я честный. Как псевдоинвесторы обманули 356 клиентов на 4,6 млн рублей

Переведи 14 тысяч в Русфонд — я честный. Как псевдоинвесторы обманули 356 клиентов на 4,6 млн рублей

F6 предупредила о схеме, где доверие к благотворительности превращается в оружие.

image

Компания F6 сообщила о новой схеме инвестиционного мошенничества. Под видом участия в фейковых программах злоумышленники убеждают жертв сделать первый взнос не на свои счета, а на реквизиты реальных благотворительных фондов. С февраля по август 2025 года только в «Русфонд» поступили переводы как минимум от 356 человек на общую сумму свыше 4,6 млн рублей. Эти деньги организация сейчас возвращает пострадавшим.

По данным F6, преступники используют переводы в фонды, чтобы повысить доверие жертв. После первого платежа они пытаются получить полный доступ к банковским счетам и похитить уже гораздо большие суммы.

В августе 2025 года сотрудники «Русфонда» обратились к F6 за консультацией. С февраля на счёт фонда регулярно поступали переводы с пометкой «Платёж себе» на сумму от 13,8 до 14 тысяч рублей. Отправители вскоре стали просить возврат средств, объясняя, что сделали переводы под давлением неизвестных.

Специалисты F6 проанализировали данные, собранные фондом, и выяснили: речь идёт о новой тактике инвестиционных мошенников. На первом этапе жертв находят через рекламу в интернете и мобильных приложениях. Потенциальным участникам обещают дивиденды от продажи ресурсов, участие в программе «ГосБонус» или социальные выплаты. После отклика с человеком связывается колл-центр аферистов.

Главное отличие новой схемы в том, что для «активации счёта» мошенники называют реквизиты действующих фондов с долгой историей. В ряде случаев они даже инструктируют, как правильно перевести деньги через мобильное приложение банка, показывая, какую картинку должен видеть пользователь.

После перевода в фонд жертве демонстрируют поддельный «график инвестиций», который контролируют сами мошенники. На нём искусственно отображается рост вложений. В известных случаях аферисты обещали «добавить» к переводу 14 тысяч рублей ещё 3 тысячи, и жертва видела эту ложную прибавку на графике.

Затем сценарий возвращается к классике: преступники предлагают вывести «заработанное», но требуют оплатить комиссии. Такие запросы могут повторяться несколько раз. В конечном итоге мошенники стремятся получить полный доступ к банковскому счёту. Для этого жертву направляют на фишинговый сайт, где она вводит паспортные данные, реквизиты карты и SMS-коды.

Эксперты F6 подчёркивают: мошенники тратят недели на выстраивание доверительных отношений, чтобы похитить у жертвы суммы в сотни раз больше первоначального взноса. Злоумышленники всё реже пытаются быстро похитить десятки тысяч рублей и всё чаще нацелены на суммы в сотни тысяч и миллионы.

Сигналами возможного обмана могут быть заявления, что фонд выплачивает деньги, и предложения внести платёж для активации счёта. Такие ситуации невозможны в реальной благотворительности.

Новая схема опасна и для фондов. Их бренды используют скрытно, без цифровых следов — информация передаётся жертвам исключительно по телефону. Фонды узнают о мошенничестве только тогда, когда на их счета начинают поступать подозрительные переводы. Это бьёт по репутации организаций и отвлекает сотрудников от работы по оказанию помощи.

Через неделю после того, как «Русфонд» официально сообщил о проблеме, мошенники начали использовать в схеме другие фонды. Один из благотворительных фондов Санкт-Петербурга рассказал , что неизвестные предлагают людям «инвестировать» путём перевода денег на его счета.

Кроме того, злоумышленники тестируют украденные карты через фонды: переводят небольшие суммы по 20 рублей, чтобы проверить активность карты. С подобным столкнулся один из московских фондов — несколько недель на его счета поступали десятки мелких переводов от разных карт, но с одним контактным адресом электронной почты.