Один такой лайнер стоит как ВВП небольшой страны. Но он может спасти цивилизацию. Или…
Американский подрядчик Sierra Nevada Corporation (SNC) начал лётные испытания нового воздушного командного пункта ВВС США E-4C Survivable Airborne Operations Center. Эта модернизированная версия должна заменить устаревающие E-4B Nightwatch, которые с 1970-х годов выполняют роль самолётов судного дня — воздушных центров управления ядерными силами США.
Первый вылет E-4C состоялся 7 августа 2025 года, о чём компания сообщила 3 сентября. Испытания проводятся в рамках программы SAOC (Survivable Airborne Operations Center). Контракт стоимостью 13 млрд долларов SNC получила в 2024 году после того, как Boeing , производитель предыдущего поколения, вышел из конкурса из-за разногласий с ВВС.
Новый самолёт создан на базе пассажирского Boeing 747-8 — удлинённой и модернизированной версии классического лайнера. ВВС уже приобрели четыре таких самолёта для конверсии, а дополнительно в 2024 году SNC выкупила ещё пять бывших в эксплуатации 747-8 у Korean Air, чтобы обеспечить достаточный запас для переделки и дальнейшего обслуживания. Двигатели GE Aerospace GEnx-2B проходят капитальную модернизацию для повышения надёжности и эффективности.
Флот E-4B, построенный на основе Boeing 747-200, эксплуатируется уже более 51 года. Несмотря на многочисленные доработки, эти машины серьёзно уступают современным решениям. Поэтому переход на E-4C рассматривается как ключевой шаг для сохранения гарантированного управления в условиях ядерного конфликта или масштабной атаки на США.
Задачи нового самолёта остаются прежними: обеспечение непрерывности государственного и военного командования в случае уничтожения наземных центров. С борта E-4C высшее руководство сможет отдавать приказы о применении ядерного оружия, координировать военные операции и поддерживать связь с глобальной сетью стратегических сил.
Испытательная программа рассчитана до 2026 года и включает полёты и стендовые проверки на площадках в Дейтоне (Огайо) и Уичито (Канзас). Цель — снизить инженерные риски, подтвердить корректность модификаций и сформировать технический стандарт для серийных машин. Поставка всего парка планируется к 2036 году, и ожидается, что количество новых самолётов будет примерно таким же, как у нынешнего флота — четыре.
Хотя подробные характеристики не раскрываются, известно, что E-4C получит усовершенствованную защиту от электромагнитных импульсов, более мощные системы связи , спутниковые каналы и защищённые вычислительные комплексы. Платформа 747-8 обеспечивает большую дальность и грузоподъёмность, позволяя перевозить больше персонала, оборудования и средств связи по сравнению с предшественником.
Новый самолёт войдёт в состав обновлённой системы ядерного командования, управления и связи (NC3), которую в Пентагоне называют «нервной системой» стратегических сил. Она охватывает спутники, подводные лодки, бомбардировщики, наземные центры и воздушные командные пункты. В условиях наращивания ядерного потенциала России и Китая модернизация NC3 считается критически важной для поддержания сдерживания.
Программа E-4C стала крупнейшим оборонным проектом в истории Sierra Nevada Corporation, ранее известной в основном по разработкам в сфере космоса, радиоэлектронной борьбы и модернизации авиации. Новый парк самолётов судного дня должен прослужить как минимум до середины XXI века, сохраняя способность США управлять стратегическим ядерным арсеналом при любых обстоятельствах — миссию, заложенную ещё во времена холодной войны.