Четыре самолета решают судьбу 8 миллиардов человек — и их только что обновили

leer en español

Четыре самолета решают судьбу 8 миллиардов человек — и их только что обновили

Один такой лайнер стоит как ВВП небольшой страны. Но он может спасти цивилизацию. Или…

image

Американский подрядчик Sierra Nevada Corporation (SNC) начал лётные испытания нового воздушного командного пункта ВВС США E-4C Survivable Airborne Operations Center. Эта модернизированная версия должна заменить устаревающие E-4B Nightwatch, которые с 1970-х годов выполняют роль самолётов судного дня — воздушных центров управления ядерными силами США.

Первый вылет E-4C состоялся 7 августа 2025 года, о чём компания сообщила 3 сентября. Испытания проводятся в рамках программы SAOC (Survivable Airborne Operations Center). Контракт стоимостью 13 млрд долларов SNC получила в 2024 году после того, как Boeing , производитель предыдущего поколения, вышел из конкурса из-за разногласий с ВВС.

Новый самолёт создан на базе пассажирского Boeing 747-8 — удлинённой и модернизированной версии классического лайнера. ВВС уже приобрели четыре таких самолёта для конверсии, а дополнительно в 2024 году SNC выкупила ещё пять бывших в эксплуатации 747-8 у Korean Air, чтобы обеспечить достаточный запас для переделки и дальнейшего обслуживания. Двигатели GE Aerospace GEnx-2B проходят капитальную модернизацию для повышения надёжности и эффективности.

Флот E-4B, построенный на основе Boeing 747-200, эксплуатируется уже более 51 года. Несмотря на многочисленные доработки, эти машины серьёзно уступают современным решениям. Поэтому переход на E-4C рассматривается как ключевой шаг для сохранения гарантированного управления в условиях ядерного конфликта или масштабной атаки на США.

Задачи нового самолёта остаются прежними: обеспечение непрерывности государственного и военного командования в случае уничтожения наземных центров. С борта E-4C высшее руководство сможет отдавать приказы о применении ядерного оружия, координировать военные операции и поддерживать связь с глобальной сетью стратегических сил.

Испытательная программа рассчитана до 2026 года и включает полёты и стендовые проверки на площадках в Дейтоне (Огайо) и Уичито (Канзас). Цель — снизить инженерные риски, подтвердить корректность модификаций и сформировать технический стандарт для серийных машин. Поставка всего парка планируется к 2036 году, и ожидается, что количество новых самолётов будет примерно таким же, как у нынешнего флота — четыре.

Хотя подробные характеристики не раскрываются, известно, что E-4C получит усовершенствованную защиту от электромагнитных импульсов, более мощные системы связи , спутниковые каналы и защищённые вычислительные комплексы. Платформа 747-8 обеспечивает большую дальность и грузоподъёмность, позволяя перевозить больше персонала, оборудования и средств связи по сравнению с предшественником.

Новый самолёт войдёт в состав обновлённой системы ядерного командования, управления и связи (NC3), которую в Пентагоне называют «нервной системой» стратегических сил. Она охватывает спутники, подводные лодки, бомбардировщики, наземные центры и воздушные командные пункты. В условиях наращивания ядерного потенциала России и Китая модернизация NC3 считается критически важной для поддержания сдерживания.

Программа E-4C стала крупнейшим оборонным проектом в истории Sierra Nevada Corporation, ранее известной в основном по разработкам в сфере космоса, радиоэлектронной борьбы и модернизации авиации. Новый парк самолётов судного дня должен прослужить как минимум до середины XXI века, сохраняя способность США управлять стратегическим ядерным арсеналом при любых обстоятельствах — миссию, заложенную ещё во времена холодной войны.