Так сможет ли робот написать симфонию, создать шедевр? 3 млн фанатов говорят “да”

Так сможет ли робот написать симфонию, создать шедевр? 3 млн фанатов говорят “да”

Вчера был дизайнером, сегодня — звездой стриминга: ИИ сократил путь к славе до нуля.

image

Искусственный интеллект продолжает проникать в сферу музыки, меняя не только способы создания композиций, но и само представление о том, кто может называться музыкантом. Новость о том, что независимый лейбл Hallwood Media подписал контракт с автором, работающим с помощью ИИ, можно считать новой вехой в этой трансформации.

Речь идёт об Оливере МакКанне, известном под сценическим именем imoliver. Ему 37 лет, и по профессии он вовсе не музыкант, а дизайнер. Однако благодаря использованию генеративных инструментов ему удалось добиться внушительных результатов: три миллиона прослушиваний привели к официальному соглашению с Hallwood Media, сделав его первым создателем, подписанным с музыкальным лейблом как автор ИИ-композиций.

История imoliver отсылает к недавним обсуждениям вокруг проекта Velvet Sundown, который также оказался порождением алгоритмов. В обоих случаях общественность задаётся вопросом, где проходит граница между настоящим творчеством и работой программных моделей.

Использование ИИ в музыке уже оказывает влияние на индустрию, объём которой приближается к 30 миллиардам долларов, а потоковые сервисы остаются главным источником дохода. Платформа Deezer оценивает, что примерно 18 процентов ежедневно загружаемых треков создаются при помощи алгоритмов. Пока эта доля составляет лишь малую часть всех прослушиваний, но тенденция вызывает обеспокоенность.

С одной стороны, сервисы вроде Suno и Udio делают доступным процесс создания музыки для любого пользователя. С другой — это же приводит к росту количества посредственного контента и усложняет задачу молодым авторам, пытающимся пробиться в условиях перенасыщения. Крупные компании, включая Sony Music Entertainment и Universal Music Group, уже подали иски против Suno и Udio, обвиняя их в нарушении авторских прав . Но, несмотря на юридические споры, практика применения ИИ в создании треков закрепляется в индустрии, а многие исполнители открыто заявляют, что такие технологии помогают им ускорить процесс работы.

Не только профессионалы делятся на лагеря. Обсуждения на Reddit показывают, что слушатели тоже реагируют неоднозначно. Одни уверены, что будущее наполнено фальшивыми аккаунтами, которые будут «накручивать» прослушивания не менее искусственным трекам. Другие считают, что весь ИИ-контент нужно автоматически переводить в категорию общественного достояния и лишать прав на роялти.

В этих дискуссиях всё чаще звучит вопрос о том, что значит быть музыкантом в новой реальности. Одни пользователи отмечают, что живые концерты становятся главным способом для артистов выделиться среди конкурентов и пиратских копий. Другие полагают, что называть генераторов «создателями музыки» — оскорбление для настоящих исполнителей и для искусства в целом.

Так или иначе, индустрия стоит на пороге перемен. Подписание контракта с автором, работающим исключительно через ИИ-инструменты, показывает, что эксперименты больше не ограничиваются подвалами энтузиастов, а становятся частью официального музыкального бизнеса .