Китайские учёные выпили 10 мартини. Только так удалось доказать то, во что никто не верил 50 лет

Китайские учёные выпили 10 мартини. Только так удалось доказать то, во что никто не верил 50 лет

Фрактал, нарисованный фломастером, оказался реальностью.

image

В 1974 году, за пять лет до выхода его Пулитцеровской книги «Гёдель, Эшер, Бах: вечная золотая коса», молодой аспирант физического факультета Орегонского университета Дуглас Хофштадтер оказался в Германии. Его научный руководитель уехал на стажировку в Регенсбург, и Хофштадтер, желая подтянуть немецкий, последовал за ним. Там он присоединился к группе теоретиков, обсуждавших задачу квантовой механики : вычисление уровней энергии электрона в кристаллической решётке, помещённой в магнитное поле.

Большинство участников пытались строго доказывать теоремы, но сам Хофштадтер признавался, что не мог угнаться за их рассуждениями. Это и оказалось его преимуществом: вместо чистой абстракции он решил взять в руки калькулятор Hewlett-Packard 9820A весом почти 18 килограммов и напрямую просчитать уравнение Шрёдингера. Именно это уравнение описывает поведение электрона в конкретной среде, а ключевой переменной в рассматриваемом случае выступал параметр альфа — произведение магнитного поля на площадь элементарной ячейки решётки.

Для рациональных значений альфа (целых или дробных) задача была сложной, но решаемой. А вот для иррациональных величин коллеги понятия не имели, как к ней подступиться. Хофштадтер пошёл от обратного: он стал подставлять разные рациональные альфа, запускал калькулятор на ночь и утром получал длинные бумажные ленты с результатами — списками разрешённых и запрещённых энергетических уровней. Затем он вручную переносил данные на миллиметровку и соединял точки фломастером.

Постепенно на графике проступил узор — сложная фрактальная структура, чьи «крылья» напоминали силуэт бабочки. Так появилось то, что теперь называют «бабочкой Хофштадтера». Коллеги же подшучивали: называли его машину «Румпельштицхеном» и упрекали в увлечении нумерологией. Сам научный руководитель пригрозил лишить его финансирования, намекая, что он ищет несуществующие закономерности. Но Хофштадтер был уверен: он «поймал кота за хвост». Ведь структура явно напоминала знаменитое множество Кантора — фрактал, который возникает при бесконечном удалении средних третей отрезка и оставляет пыль из несвязанных точек.

Его наблюдение заключалось в том, что чем сложнее дробь, тем больше промежутков между возможными уровнями энергии. По мере приближения рациональных альфа к иррациональным значениям график становился всё более похож на канторовское множество. Хофштадтер предположил: при иррациональной альфа спектр энергии действительно превращается в Cantor set.

Спустя несколько лет к тому же выводу пришли другим путём математики Марк Как и Барри Саймон, занимавшиеся почти-периодическими функциями. В отличие от строго периодических, они почти повторяются, но никогда полностью. В 1981 году учёные осознали: именно такое поведение и проявляет уравнение Шрёдингера при иррациональной альфа. Значит, Хофштадтер оказался прав: энергетический спектр превращается в множество Кантора. Но доказательства не было. Как в шутку пообещал десять мартини любому, кто сумеет это доказать — так родилась «гипотеза десяти мартини».

В 1982 году Саймон опубликовал частичный результат и получил от Ка́ка «три мартини». Но полное решение оставалось недосягаемым. После смерти Ка́ка в 1984-м задача продолжала жить как вызов. Лишь в начале 2000-х на горизонте появился прорыв.

В 2003 году математик Светлана Житомирская, посвятившая годы почти-периодическим функциям, уже собиралась оставить попытки, когда к ней пришёл 24-летний Артур Авила. Он предложил объединить усилия. Годом ранее каталонец Хоаким Пуиг доказал гипотезу для большинства иррациональных альфа, опираясь на идеи Житомирской, но оставались исключения. В 2005 году Авила и Житомирская довели дело до конца. Их доказательство было принято в Annals of Mathematics, а Авила впоследствии получил Филдсовскую медаль. На конференции в честь результата коллеги символически отпраздновали его бокалами мартини.

Однако победа имела изъяны. Доказательство было «лоскутным», собранным из разных подходов, и относилось лишь к упрощённой модели. Более реалистичные кристаллы и непостоянные магнитные поля оставались вне его досягаемости. Хофштадтер даже писал, что если кто-то когда-нибудь увидит «его бабочку» в эксперименте, то он будет «самым удивлённым человеком на Земле».

И тем не менее в 2013 году группа физиков Колумбийского университета действительно зафиксировала «бабочку» в реальности: два слоя графена в магнитном поле продемонстрировали тот самый фрактальный спектр. То, что казалось игрой воображения, стало наблюдаемым явлением. «Это стало тревожным и вместе с тем прекрасным открытием», признавалась Житомирская.

Дальнейший шаг был сделан в 2019 году, когда в группу Житомирской пришёл молодой исследователь Линжуй Гэ. Он вдохновился «глобальной теорией» Авилы, пытавшейся выявлять общие структуры в почти-периодических функциях. Гэ предложил новую интерпретацию геометрических объектов, связанных с этими функциями, и применил её к «двойственному» уравнению Шрёдингера. В сотрудничестве с Житомирской, а также Цзянгуном Ю и Ци Чжоу из университета Нанкай им удалось построить единое доказательство, которое охватывает целые классы задач. Так гипотеза десяти мартини была окончательно решена без «заплат», а бабочка Хофштадтера окончательно закрепилась как реальное физическое явление.

Более того, их подход уже позволил решить ещё несколько ключевых задач в этой области. По словам Гэ, «глобальная теория» оказалась своеобразным маяком, который показывает направление для новых открытий. История графика, нарисованного фломастером на миллиметровке, превратилась в доказательство того, что абстрактные фракталы и множества из теории чисел способны описывать поведение электронов в кристалле и находить отражение в лаборатории.

Так бабочка Хофштадтера, родившаяся из настойчивости одного аспиранта и бумажной ленты калькулятора, стала символом того, как математика, физика и случайная интуиция переплетаются в единую историю.