Wi‑Fi для Game Boy. Похоже, 1998‑й официально вернулся.
Кассетные плееры, VHS-ленты, телетекст и даже культовые Game Boy снова в моде. В 2025 году на кассетах выходит новый альбом Тейлор Свифт Life of a Showgirl — параллельно с цифровыми и виниловыми версиями. Ретро-носители, казалось бы, давно забытые, переживают новое дыхание, а вместе с ними — целая индустрия восстановления и модификации старой техники.
По данным опроса Smart Energy GB , проведённого среди двух тысяч жителей Великобритании, четверть респондентов всё ещё хранят кассеты и старые MP3-плееры, а каждый пятый не спешит избавляться от VHS-коллекции. Более того, треть участников признались, что время от времени продолжают пользоваться этими устройствами. В список любимых технологий прошлого попали также телевизоры с телетекстом.
Энтузиасты создают вокруг ретро-гаджетов целые сообщества. Так, программист Люк Малпасс случайно превратил хобби в бизнес: начал с перекраски корпусов Game Boy, а в итоге стал собирать «престижные» версии приставок с модернизированным экраном, звуком и батареей, сохраняя при этом оригинальные процессоры и платы. Модификация консолей всегда несла определённые риски для пользователей. Сегодня он продаёт восстановленные Amiga 1200 и Game Boy с уникальным дизайном клиентам по всему миру.
На YouTube-канале VintNerd Стив Винсент рассказывает о проектах вроде Fujinet — открытого устройства, которое добавляет восьмибитным системам поддержку Wi-Fi и полноценный TCP/IP-стек. Возможности 3D-печати, доступность одноплатных компьютеров и развитые онлайн-форумы сделали моддинг проще: достаточно набора деталей и паяльника.
Но ретро-волна несёт и риски. Американский автор Графтон Таннер отмечает, что бум винила сделал его дорогим и недоступным для молодых людей. По его словам, популярность часто превращает ностальгические вещи в элемент статуса. Похожее происходит с ретро-фототехникой: сооснователь Retrospekt Адам Фюрст отмечает, что цены на камеры Y2K-эпохи стремительно растут. Его компания старается сохранять баланс: 40 сотрудников разбирают старые устройства, используют уцелевшие детали и собирают рабочие модели, а новые корпуса создают методом литья под давлением.
Привлекательность старой электроники объясняется не только эмоциями, но и практическими причинами. Консоли 1970–1980-х годов продолжают работать спустя десятилетия, в то время как современные смартфоны редко служат дольше пары лет. Старые устройства часто оказываются более надёжными, хотя и содержат собственные уязвимости. Старые платы проще ремонтировать: они собраны на сквозных элементах, а не многослойных роботизированных PCB, которые фактически не поддаются восстановлению.
Организатор Vintage Computer Festival в Калифорнии Мишель Дидерих говорит, что ретро-техника притягивает и тех, кто помнит Commodore 64, и совсем молодых людей, которые не застали Game Boy, но хотят «пережить чужую ностальгию». По её словам, старые устройства обладают индивидуальностью, в отличие от современных унифицированных гаджетов. Сложно представить, что через двадцать лет кто-то будет с таким же восторгом вспоминать безликие ноутбуки массового производства.
Как считают энтузиасты, моддинг и комьюнити вокруг ретро-техники гарантируют, что старые устройства останутся востребованными. Впрочем, безопасность игровых устройств остаётся актуальной проблемой даже для винтажной электроники. Но остаётся вопрос: найдётся ли в будущем место для ностальгии по нынешним смартфонам и ноутбукам, или культ прошлого навсегда останется за Atari, Amiga и кассетными альбомами?