Китайские инженеры создают гиперзвуковой самолёт с поворачивающимся крылом

Китайские инженеры создают гиперзвуковой самолёт с поворачивающимся крылом

Идея 1940-х снова в моде.

image

Китайские инженеры работают над возрождением концепции «косого крыла», придуманной ещё в 1940-е годы. Речь идёт о конструкции с одним большим крылом, которое может поворачиваться вокруг фюзеляжа подобно лезвию ножниц.

Схема гиперзвукового дрон-носителя с косым крылом. Источник SCMP

На малых скоростях крыло выставляется перпендикулярно корпусу, что позволяет самолёту взлетать и садиться как обычно. При разгоне оно поворачивается, почти сливаясь с фюзеляжем, превращая аппарат в гиперзвуковую «стрелу».

Обычные самолёты вынуждены выбирать: либо широкие крылья для подъёмной силы на малых скоростях, либо узкие и скошенные для снижения сопротивления на больших. Попытки совместить два варианта уже предпринимались — например, в F-14 и британском Tornado . Однако такие механизмы сложны и тяжелы. У «косого крыла» поворачивается только одна плоскость, что выглядит проще.

Проблемой в прошлом была устойчивость: экспериментальный самолёт NASA AD-1 в 1970-е годы оказался крайне неуправляемым. Современные китайские инженеры пытаются решить задачу с помощью суперкомпьютеров, моделирования потоков и систем искусственного интеллекта. В проект также интегрированы «умные» материалы и датчики для контроля нагрузок.

Экспериментальный самолёт NASA AD-1 с косым крылом во время испытательного полёта. Источник SCMP

Конструкция предполагает использование передних горизонтальных оперений, хвостовых плоскостей и активных поверхностей для сохранения стабильности во время разворота крыла. Проект рассматривается не только как исследовательский: при успехе он может получить боевое применение.

Сценарии включают создание «материнского корабля» — гиперзвукового дрона, способного разгоняться до Маха 5 (около 6 000 км/ч) и летать на высоте 30 км. Такой носитель теоретически сможет перевозить до 16–18 беспилотников, сбрасывать их за линией обороны противника и возвращаться обратно.

Концепт гиперзвукового дрон-носителя с косым крылом. Источник SCMP

Однако технические барьеры огромны. Центральный шарнир крыла должен выдерживать колоссальные изгибающие и вибрационные нагрузки. При полёте на скорости Маха 5 корпус разогревается свыше 1 000 °C, в то время как внутри остаётся намного прохладнее. Разница температур грозит нарушением смазки, трещинами и усталостными повреждениями.

Чтобы минимизировать риски, инженеры закладывают дублирование систем, мониторинг напряжений в реальном времени и аварийные механизмы, способные мгновенно зафиксировать крыло в безопасном положении. По данным South China Morning Post , речь идёт о диагностике на уровне микросекунд и многоуровневых резервных блоках.

Если китайским инженерам удастся справиться с этими вызовами, проект станет настоящим «воскрешением» идеи, которая раньше опередила своё время. На выходе может появиться новый класс гиперзвуковых платформ — дальнобойных, быстрых и почти неуязвимых, способных доставлять рой беспилотников для ударов по системам связи и управления.