ФАС: Обещали цифровой суверенитет, получили рост цен в девять раз и недоступное ПО

ФАС: Обещали цифровой суверенитет, получили рост цен в девять раз и недоступное ПО

Законопроект исключит защиту при ограничении конкуренции.

image

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила поправки в закон «О защите конкуренции» (135-ФЗ от 26 июля 2006 года), которые уберут действие антимонопольных иммунитетов в сфере интеллектуальной собственности, если действия правообладателя приводят к ограничению конкуренции на товарном рынке, сообщает «Коммерсантъ».

Сейчас, как отмечается в пояснительной записке, обладатели исключительных прав, прикрываясь государственной защитой от недобросовестной конкуренции, могут фактически без последствий злоупотреблять доминирующим положением, вступать в картельные или иные антиконкурентные соглашения. В итоге подобные действия формально не подпадают под контроль ФАС и не позволяют пресекать монополистическую деятельность.

Ведомство приводит пример из IT-сектора: после ухода иностранных компаний с российского рынка отдельные отечественные разработчики программного обеспечения резко подняли цены. Так, в Россельхозбанке стоимость некоторых продуктов выросла в девять раз. Жалобы на эти действия остались безрезультатными, поскольку результаты интеллектуальной деятельности (РИД) подпадают под иммунитет.

Поправки предполагают и расширение перечня допустимых действий правообладателей. В частности, установление вознаграждения не будет считаться монополизмом, если оно связано с развитием производства и сбыта, внедрением новых технологий, повышением конкурентоспособности продукции на международном рынке и даёт соразмерные преимущества покупателю. При этом наличие исключительных прав само по себе не станет основанием для признания компании доминирующей или применения к ней антимонопольных мер.

Как уточнили в ФАС, после принятия в 2023 году пятого антимонопольного пакета иммунитеты уже перестали действовать в отношении транзакционных платформ. Новый законопроект должен обеспечить единые правила для всех видов товаров, включая нетранзакционные платформы — социальные сети, поисковые сервисы и видеохостинги. Цель — исключить неоднозначное толкование норм и дать подконтрольным компаниям понятные условия планирования своей деятельности.

Пятый антимонопольный пакет разрабатывался с 2016 года, в правительство был внесён в 2019-м, а принят — в 2023-м (301-ФЗ от 10 июля). Изначально ФАС хотела полностью отменить иммунитеты для всех участников цифровой среды, однако после критики рынка проект был смягчён. Летом 2024 года глава службы Максим Шаскольский вновь заявил о необходимости исключить иммунитеты из закона, отметив, что это не снизит уровень защиты прав, но укрепит конкуренцию на цифровых и смежных рынках.

ФАС фактически решает ту же задачу, что и Минпромторг, — последствия ухода иностранных поставщиков. Если промышленный регулятор получает жалобы на качество оставшихся промтоваров, то ФАС — на резкий рост цен в IT-сегменте, где предложение ограничено и требует высокой квалификации исполнителей.

Проект разработан по поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко, курирующего нормативную работу ФАС. По оценкам, он может снизить расходы государства на цифровые проекты, включая нацпроект «Экономика данных» с бюджетом более 1 трлн руб.

Неясным остаётся вопрос, позволит ли лишение компаний-монополистов защиты на РИД передавать их контракты на сопровождение или доработку систем другим подрядчикам. Регуляторы и эксперты пока не дали ответа. При этом, как указывал в 2023 году глава Минфина Антон Силуанов, единых правил передачи государству прав на созданные за бюджет счёт системы нет, что может осложнить ситуацию при завышении цен.

Критика законопроекта исходит от отраслевых объединений — АПКИТ, АРПП «Отечественный софт» и НП РУССОФТ, которые представляют более 600 российских IT-компаний. Исполнительный директор АРПП Ренат Лашин считает, что отмена иммунитетов негативно отразится на разработчиках, которые с 2022 года работают в условиях ускоренного роста и высокого спроса. По его мнению, вмешательство ФАС ограничит возможность выбирать партнёров по компетенциям и выстраивать многоуровневые партнёрские каналы, что ставит под угрозу задачи цифрового суверенитета и технологического лидерства.