Железяка исполняет хиты Linkin Park, и даже палочки остаются целыми.
Исследователи из Университета прикладных наук Южной Швейцарии (SUPSI), Института искусственного интеллекта IDSIA и Политехнического университета Милана создали систему , которая позволяет гуманоидам осваивать барабанную установку на уровне, близком к способностям барабанщика-человека. Проект Robot Drummer стал экспериментом по выводу роботов за пределы привычных технических задач — перемещения грузов, работы в опасных условиях или оказания помощи пожилым — в область, требующую творческого подхода, музыкального слуха и высокой моторной координации.
Идея родилась во время случайного разговора за чашкой кофе между авторами исследования. Осознав, что творческая сфера почти не затронута робототехникой, команда выбрала барабанное искусство как «идеальную границу» для эксперимента: этот вид музицирования требует точного чувства ритма, синхронной работы обеих рук и умения быстро перестраивать движения.
В основе системы — алгоритм машинного обучения , который преобразует музыкальную композицию в так называемую «цепочку ритмических контактов». Это последовательность ударов по элементам барабанной установки с точной привязкой по времени. На базе гуманоидного робота G1 от Unitree была создана виртуальная модель , где система тренировалась в симуляторе, отрабатывая технику до автоматизма.
В процессе обучения робот осваивал не только базовую метрическую точность, но и характерные для людей приёмы — смену палочек между руками, перекрёстные удары, оптимизацию траекторий перемещения по установке. Испытания охватывали широкий диапазон жанров: от джаза и рока до металла, включая такие композиции, как *In the End* группы Linkin Park, *Take Five* Дэйва Брубека и *Livin' on a Prayer* Bon Jovi. На ряде треков ритмическая точность робота превышала 90%, а в некоторых случаях он демонстрировал способность заранее планировать удары и оперативно менять распределение палочек в зависимости от структуры партии.
Разработчики считают, что технология имеет потенциал далеко за пределами музыкальных сцен. Та же архитектура, которая позволяет роботу играть сложные ритмы, может использоваться для обучения системам точного тайминга в промышленности, спорте или медицине.
Следующим этапом станет перенос навыков из виртуальной среды на реальный роботизированный аппарат, что потребует доработки моторики и адаптации к физическим ограничениям оборудования. В планах также добавить элементы импровизации, чтобы Robot Drummer мог реагировать на живые музыкальные сигналы и взаимодействовать с другими исполнителями на сцене. Если проект удастся довести до реального выступления, будущее концертов может включать не только людей, но и машин , играющих с идеальным темпом и без единой сбившейся доли.