SpaceX потеряла монополию на дешёвый космос навсегда.
Новая космическая гонка набирает обороты: Китай спустил на воду свой первый беспилотный корабль для посадки ракетных ступеней и тем самым стал второй страной после США, располагающей такой действующей платформой. Это важный шаг к многоразовым запускам, которые, как показала SpaceX, резко снижают стоимость выхода на орбиту.
Новый корабль называется Xingji Guihang («Interstellar Return») и создан пекинской частной компанией iSpace. Платформа не будет эксклюзивной: по данным СМИ, ей смогут пользоваться и другие китайские ракетостроители. Габариты внушительные — около 100 метров в длину и 42 метра в ширину; посадочная палуба — 40 на 60 метров. Для сравнения, автономная платформа SpaceX (ASDS) имеет длину примерно 91 метр, так что китайский вариант немного больше.
Китай откровенно берёт пример с американского подхода: именно частно-государственная модель в США позволила SpaceX довести до серийной стадии Falcon 9 — первую орбитальную ракету с возвращаемой первой ступенью. В ряде миссий Falcon 9 садится на морскую платформу: после вывода тяжёлых грузов топлива может не хватить на возвращение к стартовой площадке, и ступень приземляется на платформу в океане. Китай стремится повторить этот сценарий, усиливая конкуренцию на фоне дискуссий о бюджетах NASA и неопределённости в американской космической программе при администрации Дональда Трампа.
iSpace уже провела серию вертикальных «прыгучих» посадок на испытательном метаново-кислородном модуле Hyperbola-2Y и теперь добавляет к экосистеме ключевой элемент — морскую платформу. Корабль оснащён системой динамического позиционирования, как у SpaceX, чтобы удерживать точку посадки при заходе ступени с высоты. Судно построили и спустили на воду в Янчжоу (провинция Цзянсу); сейчас оно проходит испытания. По плану, платформу отправят вниз по Янцзы к побережью, после чего она прибудет в провинцию Хайнань для передачи заказчику в октябре. Параллельно iSpace готовится к запуску новой ракеты SQX-3, рассчитанному на этот год.